Увольнение сотрудника – всегда куда больший стресс, чем поиск нового. Прекрасно, если у вас большая компания, и на вас работает человек, специально обученный увольнять людей. Такой, например, как герой-мизантроп Джорджа Клуни из фильма «Мне бы в небо». Ему, кто не помнит, платили за то, что он брал на себя несладкую участь провожать уволенных до выхода, цинично и четко заканчивая разговор фразой: «И сдайте мне ваш пропуск». Но как быть, если вам самостоятельно приходится сообщать подчиненному печальную новость?

Что говорить? Как избежать ошибок и не навредить имиджу компании? Издание Inc, например, советует не предлагать увольняемым помощь и ни в коем случае не произносить фразу «так будет лучше для тебя». А что же российские специалисты? Свои советы дали Вероника Гедгафова (директор по персоналу Mail.Ru Group), Алексей Гостев (CEO Upladder.ru) и Михаил Гончаров (владелец сети блинных «Теремок»).

Не хотите услышать в свой адрес умоляющие о пощаде фразы: «А в чем я неправ?», «Я сейчас все исправлю», «Все докажу»? Тогда будьте сдержаны и лаконичны, не пытайтесь доказать сотруднику с пеной у рта, что он делал не так. Обрубайте концы легко и просто: «Извините, я уже принял решение». Если сотрудник настойчив и не может обойтись без обширных объяснений о претензиях с вашей стороны, расскажите ему о его проблемах, но коротко. 

Никаких лирических отступлений. Рефлексии, самокопание, мысли: «я плохой или хороший?» и «у него дети и ипотека...» – лишнее. Как минимум, потому, что твердо уверенный в себе руководитель выглядит гораздо честнее, с его мнением труднее поспорить. Эмоции и сожаления о том, как тяжело давалось решение об увольнении, тоже лучше спрятать подальше, сотруднику нет никакого дела до ваших чувств. Если вы лирик, то лучше утешьте себя мыслями о том, что даете человеку шанс найти себя где-то еще: одни двери закрылись, зато распахнулись другие.

Если нужно, вспомните о способностях человека, о его потенциале (в конце концов, вы работали вместе и имеете о человеке адекватное представление). И не стесняйтесь озвучить то, что вспомнили. Кто знает, не пересекутся ли ваши профессиональные пути в будущем? В некоторых компаниях существует золотое правило – никогда не захлопывать дверь за сотрудником: люди меняются, растут, получают новый и опыт и иногда возвращаются на ключевые должности. Впрочем (см. пункт 2), разговоры о способностях не равны эмоциональным «мне так жаль».

Даже если сотрудник очень сильно вам насолил, удержитесь от негативных высказываний. Обойдитесь без прилагательных и любых намеков на то, что он «плохо выполнял поставленные задачи». Придумайте заранее, как прийти к общему видению ситуации и взаимопониманию, чтобы расставание случилось на дружеской ноте. 

Не играйте в игры и не уходите от ответственности, не говорите «Мы решили уволить тебя». Вы руководите компанией – так что стоит сказать честно: «Я решил тебя уволить».

Не сравнивайте увольняемого сотрудника с кем-то еще. «Ты работал лучше Пети, но твоих качеств недостаточно по сравнению с Васиными», – звучит не просто некорректно, но и откровенно глупо.

Вы – счастливчик, если руководите стартапом. Увольнять людей из молодой компании проще всего. Сотрудники стартапа, как никакие другие, в курсе , что их компания находится в ситуации повышенного прессинга, и нет никакой уверенности в завтрашнем дне. И в этом ваше основное преимущество: всегда можно объяснить, что дело не в конкретном человеке, а в ситуации в целом. Но и тут будьте корректны: стартаперская тусовка тонка, молва разлетится молниеносно, и обиженный экс-сотрудник станет однажды большой проблемой для вашего небольшого дела.