Никто из троих партнеров Lavkalavka, включая меня самого, прежде не имел опыта ведения собственного бизнеса. Все мы были наемными работниками. Все, что мы сперва сделали, это зарегистрировали в ЖЖ аккаунт – ни юрлица тебе, ни бухгалтерии, ни чеков. Бизнес протекал как на базаре – только онлайн. Кому, спрашивали, гусей? Мне гуся! Купили гуся – привезли гуся. В общем, поначалу это был не бизнес, а скорее игра в него. Клиенты – друзья и знакомые. Все происходило на кухне и было неотличимо от хобби. Мы и книг-то по бизнесу не читали: продажи, маркетинг, менеджмент, финансы – все это было для нас темным лесом. Единственным, к чему мы проявляли живой интерес, была еда.

Прежде я работал журналистом, и все мои познания о маркетинге сводились к пониманию, как нужно обращаться с информацией. Плюс здравый смысл. Потребитель для меня, как и в прежние времена, был прежде всего читателем – особенно если вспомнить, что наши контакты с рынком происходили в интернете. А что нужно читателю? Яркие, завораживающие истории. Поэтому мы старались продавать не просто еду – просто еда мало кому интересна – а истории о еде, концепцию фермерского стола. Так у нашего продукта появляется некая добавочная стоимость, хотя, по правде сказать, эту мысль я тогда формулировал несколько проще. Все строилось на интуиции.

По прошествии полутора лет бизнес стал приобретать более формальные очертания. Мы переехали в офис, который долго искали. Я, кстати, очень опасался, что нас начнут прессовать, – как и все, кто сколько-нибудь интересуется новостями, искренне полагал, что в этой стране бизнес только и делают, что кошмарят. Роспотребнадзор, пожарные, налоговая инспекция, участковые – все они начнут нас душить, алча взяток и угрожая закрытием. Но, за исключением пары пустяковых инцидентов (один из которых случился по нашей вине), нас никто не трогал.

Возможно, нам следовало больше опасаться других вещей – непонимания ниши, например, сопутствующих ей рисков. Но тут мы как раз ничего не боялись – просто перли вперед. Помню, как однажды поговорил с известным ресторатором Дмитрием Борисовым, который предпринял неудачную попытку открыть на Никитском бульваре магазин здоровой еды от фермеров. Все, что я вынес из разговора: лучше не соваться, пожалеем, прогорим адски.

Но мы все равно сунулись – зарегистрировали ИП, наняли первых сотрудников, стали вести бухгалтерию. 

Когда закончилась эпоха ИП и началась эра ООО, пришлось выбирать генерального директора. 

Понемногу стала меняться и прежняя управленческая модель – точнее, она стала появляться, ведь прежде все было завязано на личных отношениях, друзьях и родственниках, не было понятного разделения полномочий и зон ответственности. Задачи усложнились, и в их решении требовался уже другой подход – чуть более тонкий, чем в таборе, где правит авторитет главы семейства, и порой достаточно гавкнуть на детей-подчиненных, чтобы разрешить конфликт. Хотя стоит отвернуться, и все начинается снова – дети опять ссорятся, колошматят друг друга, хулиганят.

Помогло то, что мы взяли к себе опытного человека. За его плечами была работа в инвестфонде, а также ряде компаний на топовых позициях. Мы его не искали, он сам предложил сотрудничество и в итоге сделал операционный бизнес более управляемым и технологичным. Ввел понятие персональной ответственности, разделил бизнес на проекты, научил дотошно рассчитывать бюджеты. Хотя должен признать: у нас хватает внутренних проблем, и еще очень многое предстоит сделать – особенно в управлении персоналом.

Верно замечено: бизнес начинается с банды, и Lavkalavka еще недавно имела все признаки этого маленького и бесстрашного коллектива. Метафорическая банда делает свое черное дело – «грабит», сколачивает богатства. Если дело приносит стабильный успех, банду рано или поздно замечает регулярная армия. Она задается логичным вопросом: если ребятам удается так поживиться, то почему мы тогда бездействуем, почему не займем их территорию? Разумеется, против регулярной армии у банды практически нет шансов – история человечества это доказывает. Поэтому у банды два пути: либо исчезнуть, либо самим превратиться в регулярную армию.

Это нелегкий процесс – люди, основавшую банду, когда-то служили в регулярной армии и сознательно оставили ее ради большей свободы, творческой атмосферы. Не всем это нравится, поэтому у нас большая текучка: люди быстро загораются и так же быстро перегорают. Многих приходится увольнять и искать им замену. Мы, конечно, стараемся сохранить драйв и дух творчества в компании, однако уже не можем позволить себе управлять делом столь же легкомысленно, как раньше. Слишком уж быстро растет бизнес. Да, мы все еще немного банда, но стремительно превращаемся в регулярную армию. Может, это и к лучшему.