Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Новое исследование PwC о рынке интернет-торговли гласит: в 2011 году более 60% россиян делали покупки с использованием мобильных устройств, причем для 8% из них – регулярно. Мобильный интернет прочно вошел в нашу жизнь, и теперь успех в области продаж с помощью мобильников зависит только от того, насколько компании умеют работать в этом относительно новом поле. 

Допустим, ваша компания хочет освоить этот новый канал коммуникации. Какое приложение вам разрабатывать, чтобы оно имело успех на российском рынке? Какую платформу выбрать – iOS, Android, Windows 7? Сколько это будет стоить и вернутся ли вложенные вами инвестиции? Существует несколько базовых правил, о которых стоит помнить новичкам.

Не ориентируйтесь на моду

Оценивайте реальные преимущества этого нового канала коммуникации с потенциальными клиентами для вашего бизнеса. В России около одного миллиона пользователей iPhone (из них половина в Москве и Санкт-Петербурге) и двух миллионов – Android. Рынок небольшой, он развивается. Стоимость же входа на этот рынок (создание приложения под одну конкретную платформу) колеблется от 50 000 рублей до 800 000 рублей. Такой разброс цен обусловлен тем, что специалистов на рынке мало. И можно обратиться, в принципе, к студенту–фрилансеру и получить результат (иногда без гарантии) за 50 000 рублей, а можно позвонить в агентство в проверенную компанию с портфолио и хорошей историй. Я бы сказал, что нормальная цена за разработку – это 300 000 рублей (соответственно, для двух платформ iPhone и Android будет 600 000). Если ваш маркетинговый бюджет позволяет эксперименты на такую сумму и у ваших клиентов есть смартфоны, определенно стоит попробовать. 

Определитесь с целью.

Не каждому же бизнесу подходит этот канал коммуникации. Главное – понять, ради какой цели вы создаете мобильное приложение, будет ли целевая аудитория им пользоваться, и окупятся ли затраты. При всей популярности тренда (даже у радиостанций есть мобильные приложения!), в России это работает для ограниченного количества направлений бизнеса. Например, это хороший канал продаж для сервиса доставки еды. Но сегодня это просто модная новинка, а что будет через год – никто не знает. 

Интернет-магазин тоже может добиться хорошего результата, если продает товары, которые пользователи покупают спонтанно (бронирование билетов на мероприятия, туристические поездки, виды развлечений, видео и аудио-продукция и т.д.). Хорошо работают брендированные приложения, которые решают исключительно имиджевые задачи и повышают лояльность клиентов. Допустим, вы пришли в элитный ресторан – а там меню на iPad. Или идете по улице и получаете отображение недостроенного жилого дома через дополненную реальность вместе с телефоном риэлтерского агентства. 

В остальном, российский рынок пока что является диким, и малое количество пользователей смартфонов ограничивает сферу применения приложений для бизнеса. При принятии решения, очень важно подумать: пользуется конкретно ваша целевая аудитория смартфонами? Какой новый опыт ваше приложение им принесет? Будет ли оно удобнее, чем ваш сайт?

Затраты на создание мобильного приложения – только половина необходимого бюджета. Вторую половину вы потратите на его продвижение.

Бюджет на продвижение зависит от множества вещей. В первую очередь, от того, платное у вас приложение или бесплатное. По моим оценкам, привлечение одного клиента в бесплатное мобильное приложение будет стоить компании в среднем 20 рублей по России. Хотя, не так давно на одной из конференций представители компании «Бегун» рассказывали, что при определенных условиях могут предоставить стоимость за инсталляцию в 18 рублей через свою мобильную рекламную сеть. А наши коллеги из сервиса Wizee (карты для шоппинга), утверждают, что им одна установка обошлась в 5 рублей (их показатели: 60 000 установок при 300 000 рублей на маркетинговый бюджет). Стоимость привлеченных клиентов зависит от качества приложения, правильного выбора площадок и текста объявлений.

Ключевой показатель эффективности продвижения мобильного приложения – стоимость за один контакт. Она практически не отличается от рынка к рынку и от платформы к платформе, но зависит от категории продукта (развлечения, спорт, образование и т.д.).

Нет никаких специальных алгоритмов для попадания мобильного приложения в топовые позиции App Store и Android Market. Главное – это качество вашего продукта и польза, которую он может принести целевой аудитории.

Если речь идет об Apple Store, то в первую очередь необходимо создать полезное, красивое и удобное приложение с понятной иконкой, скриншотами и адекватным описанием. Также на популярность приложения влияние оказывают отзывы и рейтинги пользователей. На основе этих данных Apple Store автоматически выводит ваш продукт в 25 лучших из тысяч других. Если ваше приложение «глючит», то может быть удалено менеджерами онлайн магазина, как некачественное. 

В Android Market все гораздо проще: нет механизмов пре-модерации – ваше приложении почти мгновенно появляется в магазине, нет дополнительных маркетинговых инструментов, вроде популярных рейтингов и блогов. Имеет значение и количество скачиваний за последние 4 дня (AppStore) или общее количество скачиваний (Android Market). Говорят, что в будущем Apple начнет собирать так же статистику использования приложения – и эти цифры тоже будут влиять на его рейтинг. Что вполне логично, ведь если пользователь удаляет приложение, сразу после первого или второго запуска, это говорит или об обманутых ожиданиях клиента или о ненужности продукта. Сегодня, по данным Apple Store, только около 5% приложений используется людьми повторно в течение года. Причина проста – эти приложения не предназначены для долгосрочного использования. Это игры, книги и другие одноразовые вещи

Используйте дополнительные каналы продвижения.

Изучайте индустрию, в которой работаете, следите за основными лидерами мнений, которые способны поднять рейтинг вашему мобильному приложению в App Store или Android Market.

Чтобы ваше мобильное приложение заметили, стоит на постоянной основе напоминать о себе: за счет обновления приложения (как минимум один раз в пару-тройку месяцев), публикациями обзоров в тематических блогах или сайтах. Единственным платным инструментом остается контекстная реклама (Admob, Бегун, Вконтакте с таргетингом по устройству) и мобильная реклама. Но пока не все сети имеют достаточную емкость для достижения необходимого эффекта.