– Алена, как распределяются ваши с Игорем [Мацанюком] роли в проекте?
– Наше сотрудничество во многом – идеальная история. Мы можем смотреть на одни и те же вещи, в данном случае, идеи проектов, под разными углами. Мы, конечно, несравнимы по деньгам и масштабу деятельности, но занимались каждый своим бизнесом и обладаем разными навыками. Я разбираюсь в людях и командах, а Игорь – в идеях и продуктах. Очень важно, что у него большой опыт и понимание, какие проекты востребованы на Западе и могут заинтересовать иностранных инвесторов. И его за границей хорошо знают. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими западными венчурными фондами (подробности, с какими именно, будут через пару недель) – они готовы в будущем смотреть на выпускников нашего проекта.
– Западные инвесторы заинтересованы в российских проектах, или вы их пытаетесь «продать»?
– Как бы странно это ни звучало, в Кремниевой долине сейчас кризис на уровне продуктов – и инвесторы ищут новые интересные рынки. Но и в Россию заходить боязно: нестабильная политическая обстановка, незнакомый рынок, все непонятно и пугает. Однако, зная о «продуктовой» репутации Игоря, что он – вменяемый человек, инвесторы уже не так боятся. И, главное, люди, с которыми мы общаемся, – это не младшие аналитики не пойми чего и зачем, а люди, которые принимают решения и ответственны за сделки. Но мы не планируем готовить проекты только «на экспорт», и российским инвесторам тоже будем рады.
– Назовите главные критерии отбора стартапов – без чего не обойтись?
– Во-первых, нам интересны только международные проекты, которые можно масштабировать на больших территориях за пределами России. Во-вторых, они должны претендовать на лидерство в своей нише, пусть даже самой узкой. В-третьих, необходима мобильность. В-четвертых, проекты должны быть виральными (распространяться на принципах вирусного маркетинга – Slon.ru), социальными и народными. Мы верим и будем вкладываться только в массовые интернет-сервисы – в этом мы разбираемся.
– Как будет проходить процесс отбора?
– К сожалению, сейчас стартаперское движение в России – шоу-бизнес с песнями и плясками. Мы обойдемся без унизительных зрелищных шоу для экспертов, многочисленных раундов отбора и так далее. Человек просто приходит, презентует идею перед экспертами, отвечает на вопросы других претендентов на инвестиции. И либо мы его берем, оценив, в том числе, по перечисленным выше критериям, либо мы не берем – и все.
– Вас уже сравнивают с инкубатором Пола Грэма Y Combinator. Насколько это справедливо?
– Отчасти. С одной стороны, мы по той же схеме будем сажать людей в свой офис и обеспечивать всем необходимым для работы, формировать среду. У нас хороший офис, хорошие компьютеры, мы даем достаточно денег и экспертизу, еженедельные лекции по верстке, дизайну и программированию: короче, сиди, делай проекты и не думай больше ни о чем. Мы создадим все условия для работы.
Но мы не будем давать денег просто так. Кстати, вот что еще очень важно. Мы фактически первый инкубатор в России, который честно предупреждает обо всех условиях и рисках на старте. Обычно инкубаторы что говорят? «Вы станете миллионерами, все будет хорошо!» Мы четко говорим: «Забираем 40%». Это честно. Хотите – приходите, не хотите – не надо.
Второе: через 3 месяца после старта работы у нас промежуточный экзамен. Если проект не сможет защититься – мы с ним расстанемся (хотя потраченное назад, конечно, не требуем). Через 3 месяца вы можете лишиться финансирования и рабочего места. Наконец, мы будем помогать нашим выпускникам найти новых инвесторов, но не обещаем, что это с вероятностью 100% произойдет.
– И опять про Y Combinator. Совпадение ли, что вложения Юрия Мильнера в стартапы «птенцов Грэма» такие же, как предполагаются у вас – по $150 000?
– Какой процент ошибок вы закладываете?
– На Западе считается, что 1 из 10 выстрелил – уже хорошо. Мы нацелены на показатель 4 из 10.
– То есть, смело нацелены...
– Мы рассчитываем на экспертов и опыт Игоря. Посмотрим, что будет. Мы ни разу не дураки и не романтики, а взрослые люди. Это бизнес. Прокачается он, конечно, не с первого круга, а со второго и третьего. Все-таки, нет пока в России культуры стартапов. Это долгий бизнес.