Презентации – это самая распространенная форма коммуникаций в бизнесе. Готовить презентации и слайды в PowerPoint учат уже в средней школе. Казалось бы, наконец-то школа стала делать то, что действительно нужно для бизнеса. Но не все так просто и очевидно. На сайте hh.ru размещено более 2500 вакансий в Москве с заработной платой выше 150 тысяч рублей; 700 вакансий требуют от соискателей презентационных навыков, 200 – навыков работы с Microsoft Excel, 270 – опыта с бухгалтерской программой 1С. Но лишь 50 работодателей считают, что соискатель обязан знать PowerPoint. Если бы я был директором школы, я всерьез задумался бы о введении уроков по бухучету, если бы хотел, чтобы мои подопечные зарабатывали заветную сумму. Конечно, такое импровизированное исследование не является научно достоверным, однако иллюстрирует фундаментальный сдвиг в бизнес-коммуникациях – постепенный отказ от традиционных презентаций с помощью слайдов. Пионером стал интернет-гигант Amazon, где использование PowerPoint находится под безусловным запретом. Так что когда мои коллеги пришли на переговоры в эту компанию, хозяева в ультимативном порядке потребовали отключить презентацию. В их среде принято готовить к встрече краткие документы, которые в самом начале читаются в полной тишине. Что же произошло? Как за несколько лет из сакрального знания, доступного избранным, эта форма коммуникаций стала маргинальной? Отчасти в этом виноваты… бизнес-тренеры. Научить человека навыкам презентации несложно. Этим занимается множество тренеров разной степени успешности. Но что с навыками, что без – большинству просто нечего сказать. Получается как на российской эстраде. Можно научить человека красиво открывать рот, но шедевры от этого не рождаются. Лет пять назад мне довелось участвовать в очень дорогом и модном трехдневном тренинге по презентациям, после которого коллега подготовил доклад для совета директоров по лекалам гламурного тренера. Результат превзошел все ожидания. Речь шла об абсолютно рядовой, технической проблеме, но докладчик при этом больше походил на продавца подержанных автомобилей из третьесортного американского фильма. Слушатели невольно схватились за кошельки – было полное ощущение, что презентер сейчас запустит руку в чужой карман. Как это часто бывает, из инструмента коммуникации презентация постепенно стала превращаться в инструмент манипуляции. А в бизнесе манипуляции работают плохо – приходится иметь дело с опытными людьми, прекрасно разбирающимися в психологии и предмете. А презентация сползает на низовой уровень. Пока на уровень отделов, но я не сомневаюсь, что скоро продавцы волшебных фильтров для воды и чудо-пылесосов будут пользоваться PowerPoint. Но это не единственная причина. Очень сильно изменился характер контактов между людьми. Можно спорить, виной ли тому соцсети, или, наоборот, соцсети лишь подхватили тенденцию, но то, что контакты (и в бизнесе в том числе) стали более множественными и дробными, очевидно. И вот уже корпоративные CRM-системы обрастают функционалом, обычно свойственным соцсетям: чатами, пабликами и пр. Труженики капитала обычно неплохо знают предмет и не нуждаются в лекциях «о проблемах сельского хозяйства». Это раньше, когда докладчик предлагал эксклюзивную информацию, аудитория ловила каждое слово. Сейчас уникальная информация в деловой презентации такая же редкость, как правдивая реклама на телевидении. Вот и возникает вопрос, зачем слушателю тратить время на то, что он может получить в любой момент. Правильно использовать это время для того, чтобы получить ответы именно на те вопросы, которые интересуют более всего. Но это ни в коем случае не означает, что презентации умерли. Просто они принимают другую форму и требуют других инструментов в постпрезентационную эпоху. Сегодня все чаще вместо слова «презентация» используется «история». И это очень правильно. Люди рассказывали истории друг другу тысячи лет, пока ученые не придумали доклады, а сейлз-менеджеры – презентации. Но как только ты начинаешь думать о своей речи как об истории, она чудесным образом обретает форму, логику и ритм. Так что ей не нужны протезы в виде слайдов. СМИ медленно, но верно приучают публику к инфографике, которая отличается от классической презентации, как твит от поста в ЖЖ. Инфографика все больше проникает в бизнес-коммуникации, и это хорошо, так как она требует четкости мысли и сфокусированности на проблеме. Главное отличие инфографики в том, что она дискретна и самодостаточна. Хорошая инфографика рассказывает законченную историю, облегчая ее восприятие. Инфографика в отличие от презентации не дает возможности разбить историю на части. Все должно быть ясно с первого взгляда. Но тут у бизнеса есть слабое место. Инфографика требует специальной подготовки материала. Ее трудно слепить на коленке, а инструменты пока находятся в зачаточном состоянии. И уж коли в Google разработали инструментарий для создания инфографики, пусть пока кривой и неудобный, то процесс уже не остановить. Говорят, что бас-гитару легко освоить, но трудно добиться мастерства. То же самое относится к инфографике и презентациям. Завтрашнему менеджеру, если он захочет получать больше 150 тысяч рублей, придется быть немножко дизайнером для того, чтобы его визуальные инструменты были конкурентоспособны. Так и рождаются новые специальности. А что же PowerPoint? Эта программа также нашла свое место в изменившемся мире. Теперь с ее помощью готовят отчеты, которые не требуют текстового сопровождения для восприятия информации. Ведь золотое правило презентаций «один слайд – одна мысль» лучше всего способствует восприятию материала при отсутствии рассказчика. Личное общение в наши дни стало такой роскошью, что тратить время на пересказ слайдов не только неэффективно, но и преступно.