Amazon следует воздать должное: за 20 лет компания из продавца книг с базой в гараже ее основателя Джеффа Безоса превратилась не просто в важную часть жизни, а в привычку для своих клиентов. Вместе с тем она стала образцом того, о чем мы сегодня почти не задумываемся, – новой монополии. Не такой, которая использует свое положение для установления высокой цены, а такой, которая поступает ровно наоборот. И как бы нам ни нравились низкие цены, эту компанию следует остановить, доказывает редактор New Republic Франклин Фоер.

Сооснователь PayPal Питер Тиль уверяет, что слово «монополия» напрасно воспринимается негативно – на самом деле это просто синоним очень успешной компании, к тому же полезной для нас. «Креативные монополии – это не только благо для оставшейся части общества; они являются мощными двигателями, способными сделать его лучше», – пишет Тиль. Фоер спорит с ним: за всеми преимуществами для потребителей за действиями Amazon стоит опасность, о которой мы почему-то не думаем, считает он.

Глава Amazon Джефф Безос внимательно изучил пример Walmart, крупнейшего американского ритейлера, и многое взял на заметку. Топ-менеджеры в Walmart не получали невероятных бонусов – в Amazon тоже; какое-то время сотрудникам здесь даже не компенсировали парковку у офиса компании. Известно, что в летние дни Amazon предпочитала нанимать медиков, чтобы те откачивали падающих в обморок от жары работников склада, вместо того чтобы поставить в помещении кондиционеры.

Со своими партнерами оба ритейлера не менее суровы: если верить книге «Эффект Walmart», компания заставляла поставщиков снижать цены на потребительские товары на 5% ежегодно. Похожим образом и Amazon вынуждает опускать цены книгоиздателей и кинокомпании.

Чем больше Amazon давит на издателей и чем больше они поддаются, делая скидки, тем более явной становится одна странность этой индустрии: авансы, которые издательские дома платят своим авторам. Однако эти деньги, пишет New Republic, – «экономическая колонна», которая поддерживает качество литературы и служит барьером против дилетантизма в ней и которая вследствие того, что Amazon диктует всем собственные правила игры, может рухнуть.

Amazon, естественно, давит и на конкурентов, причем мы помогаем ей в этом. Компания уже приучила своих клиентов к большим скидкам, быстрой бесплатной доставке, возможности купить все, от подгузников до компьютеров, в одном месте, – и теперь люди относятся к таким удобствам как к чему-то само собой разумеющемуся. А как только на рынке появляются онлайн-продавцы, способные создать конкуренцию, интернет-гигант старается устранить их – например, используя свои огромные ресурсы, чтобы обойти их в цене.

Подобное поведение требует реакции американского правительства, считает Фоер, которое должно лишить компанию возможности манипулировать ценами или не позволить ей наказывать своих поставщиков. Если этого не сделать, нам придется иметь дело с новой реальностью монополии, в которой одна компания правит экономикой и культурой.