Мы невнимательны до рассеянности. Таковы издержки нашей концентрации, которая, как и все на свете, имеет свои пределы. Об этом австро-венгерский пионер когнитивной психологии Майкл Балинт еще в начале минувшего столетия писал как о хорошо изученном явлении. И все же дефект человеческого восприятия американские психологи Кристофор Шабри и Дэниел Саймонс сумели преподнести как откровение. Как им это удалось? Они добились наглядности.

Смотрите в оба

Свой эксперимент Шабри и Саймонс поставили в Гарвардском университете в самом конце 1990-х. Они сняли видео без звука с играющими в баскетбольный мяч двумя командами, одетыми в черные и белые майки. Путем наложения записей им удалось поместить туда же черную гориллу – точнее, одетую в соответствующий костюм невысокую женщину. Она находилась там пять секунд: продефилировала мимо игроков, задержавшись на мгновение в самом центре кадра, чтобы побить себя лапами в грудь, подражая Кинг-Конгу. При этом до, во время и после ее появления игра продолжалась как ни в чем не бывало.

Если перед вами вдруг появится черная горилла, каковы шансы, что вы ее не заметите? Вопрос звучит странно, даже глупо.

Но если на него придется отвечать, вы, конечно же, скажете: нет шансов – шансы нулевые. Ну а если перед вами поставят задачу в ходе просмотра посчитать точное число передач, совершенных участниками в белых майках, что тогда? Заметите ли вы гориллу, о появлении которой в кадре вас никто не предупреждал?

Я что-то пропустил

Исследователи исходили из той же априорной уверенности участников эксперимента, что они ничего не пропустят (ведь большинство из нас привыкли полагаться на свою интуицию). Люди добросовестно пытались подсчитать количество пассов белой команды – всего их было 15. И это требовало определенной концентрации, поскольку люди в черных майках тоже постоянно перемещались и перебрасывали друг другу мяч. 

Посреди этой суеты и появлялась горилла, но многим, как выяснилось, было не до нее.

Шабри и Саймонс утверждают, что половина тех, кто смотрел видео и пытался сосчитать пасы, не заметили гориллы. То есть каждый второй участник эксперимента был настолько поглощен своим заданием, что не видел ничего другого. «Итоги эксперимента обнаружили две вещи, – писали позже его организаторы, – что мы многое пропускаем из того, что творится вокруг нас, и что мы понятия не имеем, как много мы пропускаем».

Путь гориллы

Успех эксперимента превзошел самые смелые ожидания авторов. Шабри и Саймонс признают, что, к их удивлению, работа стала одним из наиболее известных экспериментов в психологии. А его результаты пригодились широкому кругу специалистов – «от проповедников и учителей до бизнес-тренеров». Закономерным следует считать и выход книги самих Шабри и Саймонса с ожидаемым заглавием «Невидимая горилла».

Ко всему прочему невидимая горилла стала расхожей метафорой стратегической зашоренности руководства компаний. Так, Гай Кавасаки в одной из своих книг предлагает представить, что игроки в мяч – это ваши конкуренты, а внезапно затесавшаяся между ними горилла – новые возможности, выходящие за пределы отраслевого кругозора. Он призывает не упускать шансы, иначе говоря, постараться увидеть «рынок-гориллу», которая маячит у вас перед глазами. 

Это также можно счесть напоминаем о том, что человеческие возможности контроля событий и фактов сильно ограничены, так же как и способности самых внимательных из нас различать экстраординарные вещи в круговороте обыденности. Горилла это охотно подтвердит.