© Flickr.com / Tim Lahan

Правительство вновь вернулось к обсуждению давней идеи замены налога на добавленную стоимость налогом с продаж. Мне представляется это разумным в силу следующих обстоятельств. Во-первых, отсутствие НДС привело к формированию экономики с самой большой добавленной стоимостью – это экономика Соединенных Штатов Америки, самая мощная и развитая – там действует налог с продаж.

Во-вторых, наши российские реалии требуют деконцентрации и децентрализации развития. Межбюджетные отношения и вся налоговая система построены таким образом, что большую часть налогов забирает федеральный центр и потом распределяет их в виде бюджетных трансфертов на социально-экономическое выравнивание регионов. Такая ситуация в корне подавляет какую-либо активность регионов по развитию предпринимательства, созданию благоприятного климата и привлечению инвестиций. Почему? Потому что ты всегда получишь федеральную дотацию. И проще для губернатора решить такую управленческую задачу. как получение федеральных дотаций, чем с утра до ночи вкалывать, создавая благоприятный инвестклимат в своем регионе. В результате мы видим, что активных регионов сейчас считаные единицы. Нужно децентрализовывать межбюджетные отношения и оставлять больше налогов в регионах, чтобы у них был стимул увеличивать налогооблагаемую базу. Как увеличивать? Через развитие предпринимательства, привлечение инвестиций. НДС – это такой налог, который по своей сути может быть только федеральным. Его нельзя привязать только к одному региону. А налог с продаж может и должен быть региональным. И в этом случае получится, что налог с продаж, который будет вместо НДС, точно останется в регионах. Третий аргумент. НДС – налог затухающий и умирающий. У него очень сложное и громоздкое администрирование, налог очень обременителен для бизнеса и при этом уровень его собираемости никак не может превысить 70%. И получается, что администрирование все сложнее, а сборы все так же невелики. Налог с продаж явно проще в администрировании, чем НДС. Потому что в НДС нужно всю цепочку создания добавленной стоимости отследить, а при налоге с продаж нужно администрировать только сами продажи. Таким образом, мы имеем три аргумента в пользу налога с продаж. Если мы хотим экономику с добавленной стоимостью, то не надо облагать налогами добавленную стоимость. Нам нужно стимулировать регионы развивать экономику, а не получать дотации из федерального бюджета. И третье – налог с продаж проще администрировать и легче собирать. Почему дискуссии о введении налога с продаж возобновились сейчас? Прежняя модель экономического роста, которая была основана на беспрецедентном росте цен на энергоносители, себя исчерпала полностью. Пока у вас экономический рост, можно не замечать очень много проблем. Учитывая и динамику цен на сырье, и наши физические возможности, не будет больше такого роста экономики, который у нас наблюдался в нулевые. Тогда не нужны были дополнительные источники роста, а сейчас без них уже не обойтись. Но я хочу подчеркнуть, что окончательно можно будет говорить о целесообразности введения налога с продаж, когда будут ясны параметры, включая ставку налога. Очень важно, чтобы замена налога не привела к росту налогового бремени.