На форуме «Россия, вперед!» в Сколково Анатолий Чубайс обмолвился о создании «Лиги школ «Роснано», в которых с помощью госкорпорации начинают преподавать нанотехнологии. Оказывается, «Роснано» не просто планирует рассказать про «нано» отдельным ученикам в отдельных школах, а вообще-то разработать курс и включить его в школьную программу. Конечно, если эксперимент пройдет успешно. О том, что именно будут преподавать детям на курсе «Введение в нанотехнологию» Slon.ru расспросил директора департамента образовательных программ «Роснано» Елену Соболеву.
– Да, конкурс проведен, участники отобраны. Это 20 школ, готовых объединить усилия, с тем чтобы повлиять на содержание и форму преподавания естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе. Конкурс проводился среди школ тех регионов, с которыми у нас заключены соглашения о сотрудничестве. –
– В ряде регионов это школы с физико-математическим уклоном, а, например, в Чувашии – лицей №2 – обычная общеобразовательная школа, но с хорошими традициями. Наша задача не всех вовлечь в этот процесс, а отобрать сильные школы, с которыми можно попытаться повлиять на содержание образования, разработать новые курсы – те, в рамках которых есть готовность экспериментировать. Самое главное, конечно, чтобы дети от этих экспериментов не пострадали, а выиграли. –
– В основном это курсы, основанные на междисциплинарном подходе к обучению, то есть когда мы на какое-то явление смотрим комплексно, скажем так, преподаем не только отдельно физику, химию или математику, а рассматриваем процессы с разных сторон. Нас, конечно, в первую очередь интересуют нанотехнологии, потому что это наиболее ярко выраженная междисциплинарная область. –
– Он везде будет называться по-разному. В ряде случаев он будет называться «Введение в нанотехнологии», как, например, в Ульяновской области, в школах которой уже читаются такие курсы для старшеклассников. Курс пока является не обязательным, а по выбору. Он по-разному преподается на разных уровнях образования. Для младших школьников – в познавательно-развлекательной форме, для старших школьников – более основательно. Вообще, лучше это один раз увидеть воочию, я имею в виду те учебники и книги, которые издаются по этой теме для детей. –
– Мы начинаем с четвертого–пятого класса. До младших классов, а тем более до детского сада, мы пока не добрались. Но ведь проект только в начале пути. –
– Эту работу в школах ведут учителя, для которых силами экспертного сообщества проводятся семинары и мастер-классы. В целях подготовки учителей приглашаются различные эксперты, в том числе члены Нанотехнологического общества России, опытные методисты и педагоги. –
– Мы хотим получить новые образовательные программы, создать современные учебники и учебные пособия, разработать модели современных лабораторий в общеобразовательной школе. И если получим хороший результат, то предложим Министерству образования и науки дальше распространять этот опыт. –
– Если речь идет о курсе «Введение в нанотехнологии», то факультативно. Мы хотим создать такой методический материал и подготовить людей, чтобы преподавание этой дисциплины стало возможным, и тем самым повлиять на качество преподавания естественно-научных дисциплин в общей школе. –
– Вложим в течение учебного года. Мы отобрали по конкурсу организацию, которая взялась объединить педагогов, методистов и нанотехнологов для решения одной задачи. Эта организация – Санкт-Петербургский образовательный центр «Участие». Их задача – провести экспертизу с помощью ученых уже имеющихся материалов, потому что во многих школах уже преподаются нанотехнологии, и рекомендовать нам взять из этого полезные моменты. Разработанные нами материалы затем должны будут пройти государственную экспертизу. И тогда мы будем предлагать вносить изменения в образовательные стандарты. –
– Надеемся, что наши наработки войдут в учебные планы всех школ и будут финансироваться государством из региональных бюджетов. Но пока мы занимаемся этим проектом инициативно. При этом оцениваем данный вид деятельности не только как филантропический. Мы считаем, что если воздействовать на качество образования со стороны рынка труда, то надо это делать не только на уровне высших учебных заведений, но и общеобразовательной школы. Есть результаты международного исследования – Программы международной оценки обучающихся (PISA), которое проводится ОЭСР уже много лет в ряде развитых и развивающихся стран. То невысокое место, которое занимает Россия по ряду важнейших показателей, в первую очередь связанных с качеством образования, свидетельствует о необходимости серьезных изменений, касающихся, в том числе, преподавания естественнонаучного блока дисциплин. Значит надо с разных сторон влиять на этот процесс, в том числе и с помощью нашего проекта. Можно было взять две–три школы и им помочь, но это не решит проблему системно. –
– Преподавание отдельно физики, математики, химии и биологии приводит к тому, что знание о мире у ребенка дискретно. У него не выстраивается целостной концепции того, что его окружает всю жизнь. Он знает закон Ома, но может не связывать его с электрическим чайником, кипящим на кухне. С «наностью» еще сложнее. Ведь не секрет, что слово «нано» стало чересчур модным, и недобросовестные рекламодатели могут продавать под видом нанопродукции тот товар, который не имеет к нанотехнологиям никакого отношения. Надо ребенка учить не только физике, химии, биологии и т.д., а культурным способам анализа и преобразования окружающей среды. Он должен уметь формулировать себе вопросы, в том числе, используя математический аппарат, физическую терминологию, методы химии и биологии. Например, в курсе физике (или биологии) могут рассматриваться наносистемы и наноустройства, такие, как «наношприц», который может протыкать клеточные стенки и впрыскивать жидкости внутрь, при этом клеточная мембрана при взаимодействии с нанотрубкой не деформируется, и другое. Это и есть нанотехнологии в нашей повседневной жизни. Твердо убеждена, что некоторые процессы надо подавать на междисциплинарном уровне. Поэтому может и стоит ввести предмет «Нанотехнологии». Однако, здесь надо очень серьезно думать, кто и как это сможет преподавать. –
– В том числе. Что такое междисциплинарный подход? Я даже не знаю, как одним словом об этом сказать... Возможно, стоит вспомнить известное изречение Михаила Валентиновича Ковальчука, директора Курчатовского института, что наука вновь становится из узкоспециальной междисциплинарной. Вот он ровно про это и говорит: «Наступило время совершенно другого взгляда на современную жизнь». Если мы говорим о нанотехнологиях, то ими одновременно занимаются математики, физики, биологи и даже лингвисты и психологи. –
– Это тоже элемент несколько другого взгляда на ситуацию, но если раньше речь шла об анализе на уровне межклеточного взаимодействия, то теперь мы говорим о явлениях, связанных с внутриклеточным строением. –
– Про нанотехнологии. –
– Например, про наномиры, а это очень красиво, поверьте. А потом и про нанотехнологии. –
– Я пока на таком уроке не была. Да и задача наша несколько шире. Возьмем, например, современное фармацевтическое производство, основанное на бионанотехологиях. Это принципиально новые методы исследований. Тут и биология, и химия, и опора на законы физики. Как это преподавать без знания одного, второго, третьго? А главное, без синтеза всего этого. –
–
– Ну мы же не только пятый–шестой класс имеем в виду. А 9–10–11. Почему мы осторожно и аккуратно говорим, что мы хотим повлиять на качество преподавания естественнонаучных дисциплин в школе, но пока не знаем, в каком формате это будет – дайте время разобраться специалистам. Я бы не спешила с описанием будущих результатов. –
– Нет, но для них польза будет в возможности присылать на учебу учителей и получать методические пособия и учебники бесплатно, получать консультации. Речь не о зарплате учителей, а о массовых мероприятиях содержательного и методического плана, которые помогут преподавателям разобраться с содержанием курса. –
Если речь идет об апробации новых методов работы в рамках традиционных предметов, то здесь все зависит от школьной финансовой политики. Если школы решат, что учителя будут вести элективный курс, то доплата им будет осуществляться в рамках тех надбавок, которые им могут дать сами школы. Кстати, Министерство образования предполагает рассмотреть возможность дать этим школам статус экспериментальных площадок, если, конечно, мы покажем результат. –
– Первый результат по итогам этого учебного года, и в случае положительных оценок проект будет продолжен.