iPhone вместо лектория | Камерные бизнес-школы | Пионеры видеолекций

Посмотреть лекции профессоров ведущих бизнес-школ теперь можно с экрана iPhonе. Сотни выступлений лекторов из Кембриджа, школы бизнеса Fuqua, Йельской школы менеджмента уже доступны на iTunes и YouTube. Сами выпускники бизнес-школ тоже сохраняют на iTunes свои лекции, делая их открытыми. Пока учебные заведения рассматривают видеолекции как маркетинговый ход. Но в этой идее заложена возможность серьезной перестройки бизнес-образования. Лекции могут стать из эксклюзивного продукта базовым товаром вроде учебников. А школы будут продавать не столько выступления лучших профессоров, сколько практическое знание и интерактивные продукты. IPHONE ВМЕСТО ЛЕКТОРИЯ Экспериментируют с новыми технологиями не только бизнес-школы, отдельные лекции или целые курсы публикуют в iTunes и университеты вроде Йеля или Стэнфорда. Европейские учебные заведения не отстают от коллег из Штатов. Парижская бизнес-школа HEC в ближайшие несколько месяцев выложит на iTunes ряд полных курсов. В рамках партнерства школы с Applе слушатели HEC, кроме доступа к видеолекциям, получают iPod Touch для их просмотра. Новая программа стартовала в качестве эксперимента, почти половина записанных лекций снималась с помощью автоматической системы камер. На видео фиксируют обычные лекции, презентации и ответы на специальные вопросы. Видеопроект пользуется успехом как у слушателей, так и у преподавателей. Руководитель проектов HEC для iTunes Ванесса Клейн считает, что распространение видеолекций в сети – это хороший маркетинговый инструмент. Он дает возможность зрителям прослушать выступление профессора и понять, что они могут получить, обучаясь в бизнес-школе. В других бизнес-школах и университетах видеолекции тоже считают чем-то вроде «пробников» в модных журналах. Публикуется, например, курс, который сейчас уже не читают, или выкладываемые лекции подбираются так, чтобы по ним нельзя было освоить полноценную программу. Торговать видеоконтентом бизнес-школы пока не решаются. Но в Штатах уже задумываются о создании образовательных «интеграторов», которые за разумные деньги позволят собрать программу дистанционного обучения из курсов, лекций и занятий в самых разных университетах. КАМЕРНЫЕ БИЗНЕС-ШКОЛЫ Российские бизнес-школы пока не спешат перенимать опыт иностранных коллег. Декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ Сергей Филонович – категорический противник

 
Прямая речь

«Школы каннибализируют свой бизнес, занимаясь продажей видеозаписей»

Декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ Сергей Филонович
о торговле видеозаписями лекций:
Мы записывать лекции не планируем. И мне эта бизнес-идея не совсем понятна. Понимаете, видеозапись – это всегда жалкий слепок того, что происходит на самой лекции. Главная возможность для студентов, если человек хорошо рассказывает, – это возможность с ним пообщаться. Как только вы лишаетесь такой возможности, а при видеозаписи такая возможность полностью исчезает, то ценность этой видеозаписи падает в разы.
Но надо понимать, что у людей часто существует превратное представление о том, какую ценность они получают от лекции, поэтому они считают, что купив запись, можно в школу вообще не ходить. Строго говоря, школа, распространяя такие видеозаписи, подрывает свой основной бизнес. Зачем это делают люди? Это каннибализация бренда, самого продукта бизнес-школы. Я считаю это суррогатом, которым ведущие бизнес-школы ни в коем случае не должны пользоваться. Когда-то у ведущих бизнес-школ Америки хватило ума не продавать выдачу дипломов их школ российским школам. Они не могли контролировать качество и тем самым не [подрывать] свой бренд. Здесь риски примерно те же.
 

новых форм обучения. «Видеозапись – это всегда жалкий слепок того, что происходит на самой лекции», – считает он. Видеолекции лишают студентов самого главного – возможности задавать вопросы, спорить и обсуждать. А у тех, кто прослушает такой видеокурс, сложится ошибочное впечатление, что он обладает полным объемом знаний, а в школу можно и не ходить. Глубина проникновения в тему при таком виде получения информации невелика, вторит ему Евгений Бойченко из бизнес-школы «Мирбис». Видеолекции могут стать разве что помощью для студента, который пропустил лекцию и старается нагнать упущенное самостоятельно. Полностью заменить присутствие в аудитории видео-курс вряд ли сможет. Вице-президент «Российской ассоциации бизнес-образования» Сергей Мясоедов воспринимает появление видеолекций как новый этап в развитии бизнес-образования, хотя и сравнивает

 
Прямая речь

«Бизнес-школа – это всегда камерный театр»

Ректор ИБДА АНХ при Правительстве РФ, вице-президент «Российской ассоциации бизнес-образования» Сергей Мясоедов
о торговле видеолекциями:
Дополнение нормальных программ элементами из дистантного обучения, в том числе вынесение на сайты и в открытый доступ наших материалов и опусов наших преподавателей, – мы говорили об этом. Пока решили делать это на внутреннем сайте для выпускников нашего института. Но, наверное, следующий шаг будет, когда целый ряд наших лекций пойдут на основные сайты.
Никто лучших лекций бесплатно на открытый сайт не выкладывает. Это типичная мечта социалистов-государственников. Такого не бывает. Если крупнейшие бизнес-школы выкладывают в открытый доступ хорошие лекции ведущих преподавателей, это промо-курсы. Посмотрите, что на свой сайт в YouTube [выкладывают] Гарвард, Стэнфорд. Лекции их специалистов длятся 30 минут, а курс рассчитан на 30 часов. Это презентация курса, завуалированная реклама. Вы можете послушать и понять, насколько это блестящий лектор.
Если речь идет о платных видеолекциях, то это очень хорошее направление деятельности. Но подготовка таких лекций, их продажа связана с очень большим количеством законодательных проблем, связанных с лицензированием, тиражированием, с налогообложением, потому что продажи лекций на носителях – это не совсем образовательная деятельность, и, насколько я понимаю, она не подпадает под образовательную лицензию. Чтобы эта деятельность получила у нас широкое направление, ей должны заниматься специализированные фирмы, которые будут на стыке между образованием и торговлей носителями информации. Я не убежден, что государственные вузы, которым принадлежат наши бизнес-школы, обладают достаточной гибкостью для такого вида деятельности. Слишком много запретов.
Этой деятельностью в ближайшее время в России будут заниматься не университеты и не бизнес-школы, а специализированные центры, которые будут, по сути, коммерческими торговыми центрами, которые будут продавать информацию на новых информационных носителях, которые будут заниматься электронным распространением видеозаписей преподавателей. Электронные видеозаписи преподавателей дополняются при нынешнем уровне техники преподавателем в режиме онлайн. Что, на самом деле, делают ведущие бизнес-школы за рубежом? Если вы купили лекции ведущего преподавателя, то вы получаете право в определенное время в режиме онлайн связаться с ним и получить его консультацию. Фактически, знания начинают распространяться другим способом. Это очень здорово.
Но тут есть еще один момент: бизнес-школа – это всегда камерный театр, где артисты вживую играют на относительно ограниченную аудиторию. Что касается дистанционных курсов – это вариация телевидения, которое транслирует спектакль. Это проще, дешевле, есть массовый охват. Очень большое количество преимуществ. Но просто есть разные жанры. Наш институт – более камерный.
 

видеолекции с трансляцией спектаклей на ТВ, а бизнес-школы называет камерными театрами. Он согласен с зарубежными коллегами: такие лекции – это скорее реклама бизнес-курсов. С другой стороны, если серьезно заниматься видеоконтентом, то бесплатно он распространяться не может. В России, как считает Мясоедов, коммерциализацией этой сферы могут заняться частные фирмы. Сами бизнес-школы при госуниверситетах довольно консервативны и вряд ли отважатся на этот шаг. Директор по развитию «Российской экономической школы» Наталья Фокина рассказывает

 
Прямая речь

«Смысла в продаже отдельных лекций нет»

Директор по развитию «Российской экономической школы» Наталья Фокина
о торговле видеозаписями лекций:
Лекции преподавателей мы записывать не планируем. У нас поступают просьбы наших студентов о записи отдельных выступлений. В основном, это касается серий открытых семинаров, на которые мы приглашаем выдающихся общественных, политических деятелей, экономистов, в том числе из-за рубежа. Мы их записываем, но распространяем исключительно среди наших студентов, преподавателей, сотрудников. Но мы их не продаем и не планируем.
Это отдельная форма обучения, то, что сейчас называется дистанционным обучением и подразумевает полный цикл. Смысла в продаже отдельных лекций нет. Либо мы выпускаем полный дистанционный курс или дистанционную программу – пока это не входит в наши планы, – либо привлекаем наших студентов к тому, чтобы они посещали лекции.
Думаю, что американские бизнес-школы студентов таким образом не потеряют. Тем самым они дают возможность пройти программу тем людям, которые не готовы с отрывом от производства учиться в очной форме, это просто другая форма обучения. Если бизнес-школа зарекомендовала себя на мировом образовательном рынке, все равно у нее будет много желающих учиться как на очной, так и на дистанционной форме.
 

, что в РЭШ записывают открытые семинары с политиками и экономистами, но на коммерческую основу это ставить не планируют. ПИОНЕРЫ ВИДЕОЛЕКЦИЙ
Кое-кто все же пытается извлечь пользу из видеолекций. Moscow Business School продает короткие курсы и даже предлагает возможность получить сертификат об обучении, если покупатель после просмотра сдаст дистанционный тест. В бизнес-школе РГГУ распространяют лекции и другие видеоматериалы среди слушателей: их стоимость включается в обучение, их также можно посмотреть за деньги на партнерском портале. Сделать процесс обучения полностью дистанционным видеокурсы не помогут, но они становятся хорошим вспомогательным материалом, говорит

 
Прямая речь

«Пока видеокурсы идут в качестве помощи»

Директор института экономики, управления и права РГГУ Надежда Архипова
о видеозаписях лекций:
Это явление и у нас уже достаточно распространено. В нашей бизнес-школе мы частично это используем. Если у кого-то из наших бизнес-тренеров такие видеофильмы есть, то мы можем включать их в стоимость обучения в бизнес-школе и затем выдаем их слушателям бесплатно. Есть большое количество фирм, которые у нас делают учебные видео. Кроме того, портал «Бизнес Мастер» помогает готовить эти видеофильмы и затем сам занимается распространением фильмов. Для того, чтобы просмотреть эти видеокурсы, надо заплатить абонентскую плату, но на этом портале есть возможность только смотреть эти фильмы, скачать их нельзя.
У нас есть другая практика, когда мы записываем наши видеофильмы на диски и регистрируем их в «Информрегистре». Таким образом мы авторские права закрепляем, после этого диски можно включать в стоимость обучения либо продавать. При этом важно, чтобы у дисков была очень жесткая защита, чтобы не было возможности их переписывать.
Чтобы создать эти фильмы, нужны хорошие операторы. У нас в бизнес-школе есть короткие курсы, которые записать значительно легче. Есть более объемные курсы, которые мы готовим для наших региональных филиалов. Но нужен, конечно, курс, записывать одну лекцию не имеет смысла.
Конечно, я не могу сказать, что в этих лекциях только дополнительный материал. Мы в видеолекциях даем как базовый материал, так и примеры, вопросы, тесты, которые позволяют оценить степень освоения. Потенциально для удовлетворительной оценки только такого курса достаточно. Но с таким же успехом человек может прочитать книгу и сказать, что он хочет получить удостоверение нашей бизнес-школы. Пока, конечно, эти видео-курсы идут в качестве помощи для тех, кто обучается, это позволяет глубже изучать те курсы, которые идут. Потенциально, если человек подготовится, то можно это использовать и как самоучитель. На сегодняшний день такой практики нет, слушатель должен оформить свое участие в образовательной программе. Кроме того, он должен подтвердить, что он прослушал эти курсы, а программа предусматривает не один курс.
 

директор института экономики, управления и права РГГУ Надежда Архипова. Однако эксперименты бизнес-школ с iTunes и YouTube вовсе не обязательно приведут к тому, что программа обучения станет дистанционной. Некоторые эксперты считают, что традиционный формат бизнес-образования – год или два в кампусе и за партой – уже изжил себя. Вместо того, чтобы слушать лекции, студентам лучше заниматься практическими проектами. Если бизнес-школы действительно решат двинуться в этом направлении, тут-то и пригодятся видеолекции. Они, наряду с учебниками, станут скорее способом подготовиться к интерактивной программе обучения.