Российские стартаперы, говоря о глобальности, всегда подразумевают выход исключительно на западные рынки: в США и Европу. При этом Кремниевая долина уже давно не демонстрирует высоких темпов роста. Сегодня инновационные экосистемы стран – участниц БРИК растут гораздо быстрее. Именно там следует искать новые ниши и рынки сбыта для небольших российских компаний. Тем более что азиатские страны активно привлекают молодых предпринимателей из России к себе.
Попадая из наших тепличных условий на конкурентный Запад, российские стартапы часто просто не выживают. Чужая агрессивная среда, другая культура, отсутствие льгот и послаблений, взыскательные венчурные инвесторы – не стоит питать иллюзий: на Западе российские проекты никто не ждет.
Стремительное развитие Азиатского региона сегодня уже не просто громкие слова, цитируемые СМИ, это уже реальность. И развивается на Востоке не только промышленное производство и ручной труд, но и венчурно-инновационная экосистема.
Из двадцати проектов нашего Инновационного центра шесть готовятся выйти на иностранные рынки, причем два точно начнут экспансию на Восток. Дмитрий Аббакумов (проект Adaptive Learning) разработал алгоритм адаптивного электронного обучения, который позволяет строить персональные траектории изучения курса исходя из индивидуальных особенностей человека. Уже через месяц после размещения аннотации в своем профиле в LinkedIn к нему обратился менеджер компании по подготовке к вступительным экзаменам из Саудовской Аравии. Сейчас Дмитрий выступает консультантом этого арабского проекта и строит планы по сотрудничеству. Так абсолютно случайно Аббакумов открыл для своего проекта огромный, еще не занятый никем рынок Ближнего Востока.
В Гонконге сейчас формируется целая российская диаспора, создается бизнес-инкубатор для проектов из России. В январе – феврале образовательная компания www.finjecto.ru и Торгово-промышленная палата Гонконга собирали перспективные российские стартапы и бесплатно возили их на всемирную IT & Mobile выставку в Гонконг, рассказывали, как правильно строить бизнес в Азии. Сейчас для ребят из России там созданы льготные условия, выделены территории под бизнес-инкубатор, предусмотрены грантовые программы.
Многие венчурные инвесторы тоже начали пристально смотреть на Азиатский регион. В 2011 году в России был создан венчурный фонд Digital Media Partners, ориентированный на вложения в азиатские стартапы, а также в российские компании, выходящие на рынки Востока. Фонд Softline Venture Partners расширил собственное присутствие и открыл филиал, инвестирующий в страны Юго-Восточной Азии.
Рынок Азии сегодня уже готов к инновационным решениям, предлагаемым российскими учеными и предпринимателями. На Востоке сформировался необходимый инвестиционный климат, образовались отличные рыночные возможности, открылся доступ к недорогому рынку труда. Одним словом, пора перестать считать Запад пределом мечтаний начинающего бизнеса.