В ноябре 2011 года Антон Чиркунов запустил в Москве сервис Wheely для заказа автомобилей бизнес- и премиум-класса с водителем через мобильное приложение. Сегодня компания заявляет, что количество автомобилей на линии (то есть в работе) у нее больше, чем у одного из крупнейших игроков на рынке такси бизнес-класса, а рост объема заказов составляет 60% в месяц. Однако поначалу предприниматели не могли найти партнеров для работы со своим продуктом. Тем, кто сталкивается с аналогичной проблемой, Антон Чиркунов советует: ищите себе ровню.

Не стоит тратить время, пытаясь заинтересовать инновацией солидных игроков, как правило, не желающих ничего менять. Делайте ставку на таких же, как вы, – маленьких и гибких. 

Сам Антон не автомобилист – отсюда идея приложения. «Нам хотелось создать скорее не бизнес, а сервис, который был бы удобен нам и нашему окружению, – рассказывает он. – С мобильным приложением все просто – вы нажимаете кнопку, за вами приезжает крутая машина, а деньги списываются с карточки, никаких наличных и торга с водителем». Среднее время подачи Wheely в Москве составляет 16 минут, а ночью еще меньше – в среднем 12 минут. Стоимость при этом где-то в полтора раза выше, чем принято на рынке, – 25-минутная поездка обойдется в 750 рублей.

Как, допустим, этот бизнес устроен в Лондоне? Есть обычное такси, которое подбирает людей с улицы, и есть такси по телефону, которое не имеет права брать пассажиров «от бордюра». Причем объем заказов на обоих рынках сопоставим. По мнению Антона Чиркунова, со временем подобное разделение будет происходить в других крупных столицах, включая российскую. Ранее реализации модели мешал недостаточно высокий уровень автоматизации, который не мог обеспечить быструю подачу авто с момента заказа. Но с развитием современных технологий проблема решилась.

Однако в Москве Wheely столкнулся со сложностями иного рода. Предпринимателям никак не удавалось найти владельцев автопарков, которые бы согласились работать с мобильным приложением. Обратившись в несколько компаний, партнеры сделали вывод, что выгоднее всего привлекать небольшие фирмы, не работающие на рынке такси вообще, к примеру, тех, кто специализируются на обслуживании свадеб или сдает машины на 3–4 часа корпоративным клиентам. Именно они проявили наибольшую заинтересованность. Сотрудничество с Wheely позволяло им решить проблему простоя: разрыв между заказами мог составлять по несколько часов, причем он приходился как раз на момент пика спроса на такси – выходные и ночь. Результат: сегодня у Wheely, по собственным данным, больше машин, доступных для заказа каждый день, чем у одного из лидеров рынка такси бизнес-класса – службы такси «Командир». 

«Начиная бизнес с нуля, не пытайтесь прыгнуть выше головы и добраться до крупняка», – советует Антон.

По его словам, при попытке кооперации с крупной компанией результата могло быть два: от ворот поворот либо согласие, но при условии, что сервис и ценообразование контролирует не Wheely, а подрядчик. Собрать же несколько небольших компаний и адаптировать их для этого рынка было сложно только на первом этапе. «Впоследствии, когда сервис получил определенную известность, все пошло по накатанной», – утверждает Чиркунов.