Фото: Felix Cop/investengine.com

Загоревшись идеей собственного стартапа, молодые и не очень предприниматели зачастую не хотят думать о такой тягомотине, как оформление документов, улаживание формальностей и юридических аспектов деятельности. И очень зря: нам часто приходится делать скучные вещи, чтобы обезопасить себя и свое дело в дальнейшем. Какое юридическое лицо выбрать? Где регистрировать компанию? Зачем вам нужен товарный знак? Как оформлять сотрудников?

Ответы на эти вопросы – в очередной главе книги-пособия для стартаперов «Проект с нуля», которую готовят к изданию Greenfield Project и издательство «Альпина Паблишер». Автор – Павел Шинкаренко («Сенешаль Нейман»).

# # # #

Создавать ли юридического лицо? – это первый юридический вопрос, о котором стоит задуматься создателю стартапа, и существует два варианта ответа на него.

1. Можно регистрировать юридическое лицо тогда, когда проект начинает приносить доход. Очевидный плюс этого подхода – сокращение затрат. Есть и большой минус: на этапе, когда компания еще не зарегистрирована, но уже создаются какие-то нематериальные активы (пишется код, создаются дизайнерские решения), права на обладание этими активами не решены. В дальнейшем между участниками инициативной группы, создающей проект, могут возникнуть конфликты на этой почве. Так что, такой подход лучше использовать только в случае, когда нет финансовой возможности содержать юридическое лицо. В такой ситуации, безусловно, лучше смириться и довериться тем отношениям, которые складываются внутри коллектива создателей. И верить в то, что вы никогда не поссоритесь.

2. Создавать юридическое лицо до момента начала разработки, но после того, как идея уже проработана. Это самое оптимальное время.

Какую форму юридического лица выбрать?

Когда во главе проекта стоит один человек, статуса «индивидуального предпринимателя» (ИП) вполне достаточно. Если же основателей несколько, то получится, что человек, который оформил ИП на себя, вполне логично и получает все права по проекту, а остальные остаются за бортом. По крайней мере, до тех пор, пока ИП не перерастет в юридическое лицо, а активы не будут переданы в компанию, которая и будет ими владеть. В случае с ИП все строится на доверии, поэтому, если участников несколько, лучше сразу озаботиться оформлением юридического лица. 

Общество с ограниченной ответственностью (ООО), открытое акционерное общество (ОАО), закрытое акционерное общество (ЗАО) – самые распространенные формы юридических лиц в России. Для того чтобы выбрать подходящую, нужно в первую очередь смотреть на финансовую и налоговую нагрузку своего проекта.

С точки зрения налоговой нагрузки между ООО и АО на стартовом этапе разницы нет никакой. Но есть разница между размером уставного капитала, есть разница в стоимости обслуживания.

АО используется прежде всего для того, чтобы в любой момент без всяких препятствий можно было продать свои акции другому лицу. В ООО такие препятствия возникают. В ЗАО можно просто захотеть и продать доли, и выйти из ЗАО можно гораздо проще. Но при этом ООО – это более простой инструмент. Организовывать ОАО на этапе стартапа нецелесообразно, слишком сложно, а плюсов по сравнению с ЗАО нет.

Особенности документов

Образуя общество с ограниченной ответственностью, ни при каких условиях не используйте типовой устав. Нужно пользоваться возможностью, которую предоставляет закон, и прописывать все возможные варианты сценария. Что делать, если один из участников решил выйти? Как происходит увеличение уставного капитала, изменяются ли при этом доли участников или нет? Наследуются ли доли участников, или наследник может претендовать только на выплату стоимости доли? Подводных камней в типовом уставе масса, и его обязательно нужно вычитать, а еще лучше – отдать специалисту. Пусть он подскажет, как в вашем конкретном случае лучше оформить устав.

Наем сотрудников

Типичная картина в стартапах: компания состоит из четырех человек, из них два учредителя, делящих должности генерального и финансового директора, и два сотрудника, один из них директор по развитию, другой – директор по продажам. Например, в такой компании создается программное обеспечение. Участие в его создании принимают директор по развитию, директор по продажам и генеральный директор. Никто из них по должностной инструкции не обязан этого делать, поэтому все, что они создадут, будет принадлежать им, а не компании.

Трудовой договор нужно заключать с правильными должностями. Если вы берете человека на разработку ПО, то он – программист, и в трудовой книжке у него должно быть написано «Программист». Если он рисует, то он – дизайнер, художник, но он не креативный директор. Потому что директор по своей функции ничего не создает, он – управляющее звено. Если человек занимается и одним, и другим, пусть будет совмещение профессий, пусть он будет одновременно и программистом, и техническим директором, это возможно.

Человека можно не брать в штат, а нанимать по договору подряда. Типичные ошибки здесь: отсутствие письменного соглашения о найме фрилансера и некорректная оплата работы фрилансера. Переписка в почте или «аське» и последующая оплата электронными деньгами с личного кошелька генерального директора – неправильный вариант. Если фрилансер оказывает вам услуги, то стоит делать публичную оферту, затем акт о приеме работ, оплатить услуги со счета компании.

Последствия некорректной работы с фрилансерами самые печальные:

1. все, что создал фрилансер, будет принадлежать ему;

2. такой договор может быть признан недействительным с изъятием всего полученного по сделке в пользу государства (а вас оштрафуют за уклонение от уплаты налогов). 

Постановка нематериальных активов на баланс

По итогам внутренней разработки софта разработчики должны написать генеральному директору отчет о проделанной работе, с описанием, что именно было создано. К отчету необходимо приложить само ПО на материальном носителе. Генеральный директор устанавливает стоимость ПО и ставит его на баланс. Ставить ПО на баланс необходимо, чтобы показать, что оно принадлежит компании и избежать краж. Потому что, чтобы что-то украсть, надо, чтобы оно, для начала, у компании официально было. 

Разговор с инвесторами

Юридическая служба инвестора прогоняет проект через некоторый список вопросов. Например:

• Принадлежат ли компании ПО и дизайнерские решения?

• Зарегистрирован ли товарный знак?

• Конфликтует ли название с зарегистрированными товарными знаками?

• Соответствуют ли должности сотрудников фактически исполняемым обязанностям?

• Зарегистрирован домен на физическое лицо или на компанию?

• Хостинг оплачивает физическое лицо или компания?

Например, в вашем проекте двое учредителей и еще двое сотрудников. Договоров нет, ПО на балансе не стоит, торговые знаки не зарегистрированы, домен и хостинг оформлены на директора. Инвестору понадобится до полугода, чтобы привести все бумаги в порядок.

По всем недочетам проекта юридическая служба делает заключение, что именно инвестору необходимо будет после покупки сделать, чтобы эти недочеты исправить. Каждый такой недочет может отразиться на финансовых условиях вашей сделки.

Доменные имена

Как ни странно, если домен принадлежит физическому лицу, он менее уязвим с юридической точки зрения. В зонах .ru и .рф любая операция с таким доменом потребует участия лица, на которое домен зарегистрирован. Если домен принадлежит ООО, то это вносит определенные риски по подделке доверенности. Стартапы с такой проблемой, правда, вряд ли столкнутся, их доменные имена редко кому интересны.

Государственная регистрация прав на софт

Существует государственная регистрация прав на программы для ЭВМ, она не обязательна.

Такую процедуру нужно проходить в двух случаях.

1. Вы создаете коробочный продукт, который собираетесь распространять через дистрибьюторскую сеть. Крупные дистрибьюторы попросят вас подтвердить тот факт, что вы – правообладатель, и тогда свидетельство Роспатента вам поможет – в противном случае вам придется готовить кипу документов.

2. Ваш продукт распространяется по лицензии иностранным компаниям. Ваша сделка проходит службу финансового мониторинга, которая следит за чистотой сделки. Опять же, Финмониторингу будет проще поверить, что вы обладаете правами на то или иное ПО, если у вас есть свидетельство Роспатента.

Во всех остальных случаях без регистрации прав можно обойтись, достаточно иметь нормальный внутренний учет, о котором говорили ранее.

Товарный знак

Заявку на регистрацию товарного знака есть смысл подавать, если вы вложили в свое название какие-то средства, поняли, что оно работает, но популярным оно еще не стало. При выборе названия стоит воспользоваться процедурой проверки, чтобы понять, насколько это название защищено, и не оказаться в ситуации, когда вы продвигаете на рынок изначально неохраноспособное название. Для этого в Роспатенте есть процедура «Предварительный патентный поиск по обозначениям, зарегистрированным в качестве товарного знака и проходящим процедуру регистрации». При выборе важно отдавать себе отчет, что не каждое название может стать товарным знаком. Название должно нести в себе различительные способности, то есть если вы сервис по недвижимости назовете «Недвижимость», то зарегистрировать такой товарный знак вы не сможете. Также нельзя использовать названия городов, регионов, государств и.т.д, полный список можно посмотреть в Гражданском кодексе, статья 1473.

Товарный знак имеет территориальное ограничение по действию. Если он зарегистрирован в России, то он охраняется только в России. Чтобы зарегистрировать товарный знак в Штатах, нужно доказать, что вы его там на протяжении 2 лет использовали.

Выбор страны регистрации

Большинство потребителей или договорных связей за рубежом? Значит, работать через российскую компанию невыгодно, слишком много бумажной волокиты и возможных проблем. Каждый раз выбор юрисдикции должен быть основан на полном анализе всех правоотношений участников договорных связей.