«В стране заводы стоят, а работать некому», – пожалуй, каждому руководителю знакома и близка эта фраза, вне зависимости от рода деятельности его компании. В России, как и в мире, наблюдается острая нехватка специалистов, особенно молодых – вроде бы есть квалифицированные начальники, но им некем руководить. С другой стороны, наблюдается и обратная проблема: тысячи выпускников вузов, держа в зубах свеженькие дипломы, не могут найти нормальную работу. Во-первых, из-за выросшей между бизнесом и сферой образования стеной: высшие учебные заведения живут своей особой жизнью и зачастую не готовят студентов к решению реальных актуальных задач. Во-вторых, представители Поколения Y, играющие все более активную роль на рынке труда, мыслят иначе, чем их предшественники. Им, как известно, нужно больше личной свободы, комфортные условия труда, взаимопонимание с начальством и общие цели – а не только и не столько хорошая зарплата. Приходящее им на смену Поколение Z («дети интернета», как раз нынешние школьники, студенты и выпускники) покажется пожилому руководителю еще большими фриками: современная молодежь жизни не мыслит без гаджетов и живет в интернете.

В 80% опрошенных компаний существует системная программа работы со студентами и выпускниками.
16% планируют ее создание.
 4% работодателей наплевать.

Как работать с молодежью и все-таки находить ценных в перспективе сотрудников? Конечно, воспитывать «с пеленок». Компания Recruitnet провела исследование и выяснила, какие graduate-программы проводят крупные отечественные и зарубежные (но представленные в России) компании. В исследовании приняли участие Unilever, Ikea, BBDO, «Вымпелком», «Росбанк», British American Tobacco и другие. Выяснилось, что во всех этих компаниях работа со студентами так или иначе присутствует – но ее формы не всегда отвечают реалиям времени.

Как компании работают со студентами?

Прежде всего, компании практикуют стажировки – когда студенты учатся практической работе под чутким надзором старших товарищей. Стажировки могут длиться несколько месяцев и часто проводятся в летнее время – чтобы студенты 2-3х курсов (именно в это время молодежь, как правило, начинает работать) могли заранее присмотреться к интересной им компании.

Вторая форма взаимодействия – прямой подбор студентов на стартовые позиции. Тут есть свои минусы: во-первых, далеко не все студенты могут претендовать на получение работы сразу, и выигрывают те, у кого уже есть опыт работы и понимание того, чем им придется заниматься.

В 26% компаний graduate-программы длятся от 1 до 3 месяцев.
В 22% компаний продолжительность graduate программ составляет 7-12 месяцев.

Наконец, существуют и программы подбора молодых дарований (Graduate Recruitment Program), проводимые пару раз в год – на позиции специалистов (для тех, у кого есть опыт работы) и сотрудников-стажеров. Во время программ отбора студенты проходят начальное обучение, а сотрудники компаний имеют возможность отобрать лучших и предложить им работу.

Кого ищут работодатели?

Первокурсники могут расслабиться – скорее всего, если только они не отличаются большими талантами, на стажировку в крупную компанию их не возьмут. По результатам исследования, 78% компаний и предложений приходится все-таки на выпускников и молодых специалистов. 64% – на студентов старших курсов. Что касается студентов 23 х курсов, то с ними готовы работать всего 8% работодателей. Это объясняется тем, что на средних курсах вузов совмещать работу с учебой не так-то просто – и студенты, как правило, работают в ущерб лекциям, семинарам, зачетам и экзаменам. А двоечники никому не нужны.

52% работодателей ищут студентов на массовые позиции – секретарей, курьеров, консультантов и так далее. Впрочем, воспитанию будущих менеджеров многие тоже уделяют внимание – в частности, потому, что молодые люди могут не иметь опыта, зато демонстрируют чудеса работоспособности и недюжинный энтузиазм. Кроме того, в неиспорченных другими компаниями птенцов легче вложить корпоративные правила компании и пропитать их лояльностью.

Что делать студенту?

Важно понимать – всех подряд работодатели ни стажироваться, ни посещать курсы выходного дня не берут: молодежь проходит жесткий отбор. Скорее всего, студентов во время отбора попросят решить кейс, сделать практическое задание или ответить на ряд вопросов (индивидуально или работая в группе). И, так как опыта и профессиональных достижений у них, само собой, нет, их встречают по одежке и личным качествам. Итак, что нужно уметь?

Говорить и общаться.
78% работодателей обращают внимание прежде всего на коммуникабельность юных кандидатов. Договариваться.
68% ценят умение работать в команде. Принимать решения.
62% выступают за то, чтобы студенты были достаточно самостоятельными и способными совершать поступки. Генерировать идеи.
Нет идей – нет работы.