© blog.daretoask.tv
Элон Маск, сверхчеловек
У Элона Маска выдалась неплохая неделя. В начале октября его компания Tesla Motors привлекла новый раунд финансирования, отчиталась об успешных продажах нового полностью электрического седана Model S и пообещала выйти на положительный cash-flow уже в следующем месяце. На минувших выходных SpaceX, еще один стартап Маска, успешно совершил первый в истории коммерческий полет к Международной космической станции. Одновременно самый большой в США провайдер солнечной энергии SolarCity, крупнейшим акционером которого является Маск, подал документы на IPO.
Forbes оценивает состояние Маска в $2,4 миллиарда. Маск не только бизнесмен, но и инженер: он лично участвует в проектировании дизайна электромобилей и космических кораблей. В свободное от работы время он ездит на дорогих машинах, женится на сексуальных британских актрисах и становится прототипом для героя Роберта Дауни-младшего в «Железном человеке». По всем параметрам Маск скорее напоминает персонажа комиксов, нежели реального человека.
Тем не менее за медийным образом супергероя скрывается один из самых успешных серийных бизнесменов мира. Маск стал вторым предпринимателем в истории Кремниевой долины, которому удалось основать три компании стоимостью больше $1 млрд – PayPal, SpaceX и Tesla (первым был Джим Кларк). Более того, в эпоху, когда «лучшие умы человечества придумывают, как заставить людей кликать на рекламу», Маск посвятил себя космосу и альтернативной энергетике. Он играет по каким-то другим правилам и делает это крайне успешно. Как у него это получается?
Правильные вопросы
Когда у Элона Маска началась подростковая депрессия, он начал активно поглощать философскую и религиозную литературу. Но самые ценные уроки, по его словам, он в итоге вынес из книги Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». «Она научила меня, что самое сложное – это придумать правильные вопросы. Как только тебе это удалось, все остальное получается очень просто», – рассказывает Маск журналу Businessweek. На эти размышления его навел эпизод, в котором гигантский суперкомпьютер после нескольких миллионов лет размышлений отвечает на «главный вопрос Жизни, Вселенной и Всего Остального» бессмысленным числом 42.
«Я пришел к выводу, что мы должны стремиться расширять пределы человеческого сознания, чтобы научиться задавать правильные вопросы», – говорит Маск. Свой вопрос он придумал уже давно: «Когда я учился в колледже, я постоянно размышлял о том, что больше всего в будущем повлияет на судьбу человечества?» Маск решил, что это будут интернет, переход на возобновляемые источники энергии и переселение людей на другие планеты. Он решил попытаться внести свой вклад в каждое из этих направлений. Но сначала ему нужны были деньги.
Сбежав из Стэнфордского университета через ДВА дня после начала лекций, Маск в 1995 году основал интернет-компанию Zip2. Через четыре года создатели продали ее Compaq за $307 миллионов. |
Из следующего стартапа Маска – интернет-банка X.COM – в итоге вырос революционный сервис онлайн-платежей PayPal. В 2002-м eBay выложил за PayPal $1,5 млрд, и Маск как крупнейший акционер получил около $180 млн.
Все полученные средства он вложил в создание Tesla Motors и SpaceX. Также Маск придумал концепцию и стал первым инвестором SolarCity. При этом причислять себя к основателям SolarCity он отказывается, поскольку вложил в компанию недостаточно своего времени. Таким образом, расправившись с интернетом, Маск приступил к остальным пунктам своего плана.
Препарация реальности
Главным препятствием на пути к истинным инновациям, по мнению Маска, является привычка людей мыслить аналогиями. В результате в большинстве случаев они просто пытаются сделать что-то лучше, вместо того чтобы создавать что-то новое. Маск думает принципиально иначе: «В физике есть понятие основополагающих принципов. Ты препарируешь реальность до ее фундаментальных оснований. И начинаешь выстраивать аргументацию оттуда. Это требует значительно больших ментальных усилий».
На протяжении десятилетий космос казался неприступным для частного бизнеса. Его освоение зависело от гигантских бюджетов и оставалось прерогативой правительств. Маск был уверен, что издержки создания и запуска ракет можно сократить в десять раз. Но вначале ему потребовалось переформулировать цель космических полетов. Главной миссией SpaceX, уверяет Маск, является не доставка астронавтов и грузов на орбиту, а колонизация других планет. Если ты хочешь переселить часть человечества с Земли на какой-нибудь спутник Юпитера, ты, черт возьми, должен придумать способ, как сделать это экономно.
Фото: © Michael Brown/Reuters | 7 октября 2012 запуск ракеты SpaceX Falcon 9 с космодрома на мысе Канаверал
SpaceX и Маск смогли с нуля спроектировать ракетоноситель Falcon 9 и космический корабль Dragon. По оценкам NASA, создание Falcon 9 должно было обойтись в $3,9 млрд, SpaceX уложились в $300 млн. Компания Маска также предлагает самые низкие расценки в мире на доставку грузов на орбиту. Сегодня SpaceX владеет контрактами на $4 млрд, лишь треть из которых приходится на NASA, остальное – на частные компании.
Сам Маск рассчитывает умереть на Марсе. Но только не при посадке. |
Я ему не верю, но не думаю, что он врет
В 2008 году Tesla Roadster стал первым полностью электрическим автомобилем в серийном производстве. В 2012 году Tesla начала продажу седана Model S, нацеленного на более широкую аудиторию. Прошедшим летом на презентации Model S Маск безапелляционно заявил, что через двадцать лет больше половины произведенных автомобилей будут полностью электрическими: «Я уверен, что так и будет. Готов поставить на это деньги». Желающих заключить подобное пари найдется достаточно. Даже по самым оптимистичным подсчетам аналитиков, прогноз Маска никак не может сбыться. Но основателя и CEO Tesla это вряд ли смущает: приукрашивая реальность, он ее меняет.
Reality distortion field (поле искажения реальности) – термин, придуманный сотрудниками Apple для описания способности Стива Джобса убеждать себя и окружающих в том, что выполнение стоящей перед ними невозможной задачи на самом деле возможно. По словам подчиненных Маска, у Элона тоже есть такое поле. «Он просто подбирает факты таким образом, чтобы они соответствовали его версии реальности», – рассказывал The New York Times бывший вице-президент Tesla Дэррил Сирай. А вот еще одна цитата от Рэя Верта, главного редактора автомобильного блога Jalopnik: «Я ему не верю. Я не думаю, что он врет. Если честно, мне кажется, что он верит в то, что говорит. Но я уверен, что это совершенно не соответствует действительности».
Tesla Motors многократно предсказывали неудачи, и стартап несколько раз находился на грани коллапса. Однажды Маску даже пришлось продать свой Maclaren F1, чтобы хоть чуть-чуть продлить жизнь умирающей компании. Но он продолжал твердить, что все идет отлично. И каким-то удивительным образом все действительно становилось лучше.
Дело в том, что, по мнению Маска, мир стал слишком зависим от нефти. Эта зависимость привела к изменению климата и перманентной геополитической напряженности. Отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электричества сможет изменить ситуацию. Поэтому для него Tesla Motors не просто бизнес.
В 2007 году вице-председатель General Motors Боб Лутц назвал Tesla главной причиной решения автогиганта начать разработку электромобиля Chevy Volt: «Если какой-то стартап из Кремниевой долины смог решить это уравнение, то никто больше не смеет мне говорить, что оно нерешаемо». Tesla также лицензирует технологию созданных ею батареек Dalmer и Toyota. Если это не поле искажения реальности в действии, то что?
Принципы, на которых работает «поле искажения реальности» Элона Маска
Вкладывать деньги в проекты, которые могут что-то изменить Я не хочу быть дедушкой, который не умеет проверять свою электронную почту. Но я вряд ли в будущем сделаю новый интернет-бизнес. Мне кажется, что мне следует направить свои усилия на создание вещей, которые позитивно могут сказаться на будущем человечества. | |
Всегда спрашивать: «Почему нет?» Я всегда первым делом думаю о том, являются ли наши знания о чем-то правдой. Может быть, есть какое-то другое объяснение? Я делал это с первых классов школы. Я всегда все оспаривал. Это доводило родителей до бешенства. Я никогда им не верил и всегда требовал отвечать на вопрос «почему?». Затем я пытался понять, имеет ли смысл их ответ. | |
Надо быть Томасом Эдисоном, а не Николой Теслой Tesla Motors названа в честь Николы Теслы, поскольку мы используем некоторые его изобретения. Этот парень совершенно точно достоин большего признания обществом. Однако, если честно, мне всегда больше нравился Томас Эдисон, потому что в отличие от Теслы он смог вывести свои изобретения на массовый рынок и сделать их доступными для всего человечества. Тесла в этом провалился. | |
Искать Святой Грааль SpaceX хочет быть компанией, которая сможет поспособствовать переселению людей на другие планеты, поскольку, я думаю, это самая грандиозная цель, которая может стоять перед жизнью. И хотя никогда нельзя забывать о более приземленных вещах, очень полезно иметь такой своеобразный Святой Грааль, поиск которого становится долгосрочной целью и главным источником вдохновения. |