© Arthurtheking / Flickr.com

Любой житель России, посетивший США и посвятивший какое-то время обдумыванию увиденного, неизбежно начинает формулировать идеи на тему «почему Россия не Америка». Можно дать множество ответов. Большая часть никак не помогает понять, что нужно сделать, чтобы нечто хорошее, замеченное за океаном, стало реальностью и у нас. Но если рассмотрение вопроса в общем виде имеет мало смысла, всегда можно попробовать изучить некую частность и сделать применимые к жизни выводы.

В середине марта этого года мне довелось принять участие в конференции «South by Southwest Interactive» в Остине, штат Техас. Я был чрезвычайно впечатлен и постарался разобраться в том, чем это мероприятие отличается от всего, что мы видим в России в сфере маркетинга, цифрового мира, стартапов (и тому подобного), а также что нужно делать, чтобы повторить этот успех.

Прежде всего огромная сила SXSW в масштабе  более 20 тысяч участников, сотни спикеров, десятки залов, масса мероприятий-сателлитов. Масштабен и набор выступающих  от обычных студентов с хорошей идеей до настоящих звезд. Мне удалось увидеть выступления Элона Маска (сооснователь PayPal, ныне строящий электрокары Tesla и космические корабли SpaceX), Дэвида Карпа (создатель Tumblr), Шакила О’Нила (он выступал, в частности, как крупный IT-инвестор, вложившийся, к примеру, в Google до их IPO). Среди упущенных мной докладчиков были такие люди, как нобелевский лауреат Альберт Гор, «создатель интернета» Тим Бернерс-Ли и продюсер сериала «Теория большого взрыва» Чак Лорри.
Другой фактор  место. Остин  необычный город: довольно большой, чтобы разместить, накормить и напоить всех желающих, достаточно маленький, чтобы все было недалеко и «цельно». У него богатая традиция проведения масштабных мероприятий: несколько крупных ежегодных музыкальных фестивалей, репутация «столицы живого звука», этап «Формулы 1», огромный выставочный центр, окруженный хорошими отелями.
При этом для массы рядовых посетителей и экспертов поездка на «South by»  это в первую очередь катание на велорикшах (очень выгодная подработка для местных студентов), тусовки по многочисленным барам, традиционные мексиканские тако с утра и прочие радости, понятные любому. У Остина есть характер, и люди это ценят, даже если приезжают в город в основном ради конференции.
Важен и формат. SXSW  это очень «горизонтальное», демократичное мероприятие: подать заявку и стать спикером может практически каждый. Подойти к знаменитому инвестору или гуру технологий и спросить его мнение о своей идее  в порядке вещей (в определенных границах, конечно). Возможности организовать что-то в городе в дни проведения конференции бесконечны: от брендированных вечеринок до тест-драйвов, параллельно проходит уйма всего, в том числе и традиционная выставка проектов и стартапов.

Программа чрезвычайно разнообразна и не ограничивается только вопросами интернета, технологий или инноваций. 

Пока в одном зале рассказывают о философии адаптивной верстки сайтов, в другом могут обсуждать будущее экспедиций на Марс (с участием людей, действительно работающих в этом направлении). 

Однако первое, что сами участники SXSW называют целью и главным преимуществом мероприятия (ладно, иногда  второе после баров и тако)  это networking. Конечно, это результат сочетания трех вышеуказанных факторов: когда много людей из нескольких смежных областей, от начинающих до гуру, собираются в приятном, «тусовочном» городе на хорошо организованное мероприятие, то логично, что визитки заканчиваются в первый же день, а приложения вроде Evernote Hello или Bizzabo набирают большую популярность.
Так что же мешает повторить все это в России? Подготовить хорошее мероприятие, скажем, в Петербурге (или, к примеру, Краснодаре), пригласить звездных спикеров в основную программу, в залах поменьше дать микрофон новичкам с яркими идеями, свести стартаперов с рекламщиками, запастись пивом и шавермой (можно попробовать добавить в нее чили и назвать «тако»), и успех обеспечен. Однако проведение такой конференции у нас  не вопрос денег и организаторских способностей в чистом виде. На мой взгляд, коренное различие лежит в культуре общения. Можно сказать даже конкретней: «в культуре разговора».

Здесь могу привести пару личных наблюдений. Представьте себе, что вы едете в метро в Москве, а незнакомый мужчина спрашивает вас, где вы купили пальто, которое на вас надето. Часто подобное бывает? Насколько комфортно вы будете чувствовать себя в такой ситуации? В США это абсолютно нормальное дело.

Или, скажем, вы стоите в очереди в кассы Эрмитажа. Станете вы задавать впереди стоящему вопрос, откуда он приехал, был ли раньше в Зимнем, что больше всего хочет посмотреть? Опять же  не раз сталкивался с таким в билетных очередях в Америке. 

И дело не в каком-то дружелюбии: мы можем быть вполне дружелюбными, и именно поэтому не приставать к незнакомцу с разговорами. Просто у нас в России нет традиции неформальной и поверхностной беседы: либо молчи, либо будь готов изливать душу или как минимум обсуждать политику, религию и прочие неприятные темы.

Возьмите российское кино. Когда вы последний раз видели у нас хороший, динамичный, естественный, запоминающийся диалог? Паузы  это мы умеем. Монологи  бывает. Хорошо поставить вопрос  можем. Но не диалог. Стоит ли говорить, что в Голливуде, возьмите хоть фильмы Тарантино, хоть многочисленные разговорные сериалы, от «Друзей» до «Хауса», культура написания диалогов стоит чуть ли не выше, чем искусство выстраивания сюжетов как таковых.

Так вот. Из ключевых сессий SXSW (тех, которые собирали сотни, если не тысячи зрителей) добрая половина не имела формы доклада или лекции и не базировалась на слайдах, хотя вообще культура визуальных презентаций в Америке действительно потрясающая (об этом, а также о ее отличии от российской хорошо писал Артемий Лебедев). Многие важные сессии проходили как интервью, живой разговор, в котором известный журналист или эксперт задавал вопросы звезде и раскручивал ее на интересные высказывания, мнения, прогнозы.

Но еще более характерны разные мелкие «разговорные» моменты. Скажем, обсуждения по хэштегу в Twitter. На российских конференциях по хэштегу обычно можно найти трансляцию и несколько мнений. На «South by» это было параллельное поле для дискуссии, в которое иногда включались и спикеры, но чаще ее формировал зал и люди, следившие за происходящим только в сети. Сессия могла закончиться, а беседа продолжалась.

Или вот такой формат: в рамках выставки на первом этаже ACC было организовано пространство с баром для общения посетителей. В один из дней любой, пришедший туда, имел шанс пообщаться с сотрудником NASA  они отвечали на вопросы, рассказывали о своей работе, травили байки, и все – в формате открытого пространства, где каждый может купить пива и выпить, например, с водителем марсохода, расспросив его о сложностях управления в условиях N-минутной задержки сигнала.

В другой раз разговор состоялся совсем уж неожиданным образом: после часа интервью с Шакилом О’Нилом ведущий начал принимать вопросы из зала. Один мужчина из зала рассказал, что его жена – безумная фанатка Шака, и попросил его позвонить ей. Шак моментально согласился, взял телефон и после длинных гудков, которые зал сопровождал искренними вздохами ужаса («неужели не поднимет трубку?»), услышал женский голос и тут же сказал: 

 – Hello, baby. This is Shaq.

Другой разговор состоялся на выступлении журналиста Новака, рассказывавшего о «мифе об одиноком изобретателе». Новак упомянул популярный комикс с сайта theoatmeal.com, описывавший Николу Теслу в его каноническом образе уникального и недооцененного гения, в одиночку изменившего мир. Новак критиковал комикс за пропаганду этого ложного представления. Когда начались вопросы из зала, к миркофону внезапно подошел Мэтью Инман, автор комикса. Он объяснил, что в целом согласен с Новаком и не ожидал, что люди воспримут его комикс буквально. Опять же, завязался живой разговор.

К чему я это все? Да к тому, что секрет воспроизведения успеха SXSW в России (равно как и в любой другой стране) именно в том, чтобы заставить людей разговаривать: на сцене, в фойе, в шаттле из отеля, в Twitter. Как? Например, начать с себя. Когда организаторы конференции начнут беседовать не только с ее спонсорами, когда участники круглого стола будут не выдавать по очереди короткие монологи, а беседовать друг с другом, когда будут активно поощряться интересные вопросы из зала, процесс пойдет.

Возможно, нам надо перестать думать, что «слово расходится с делом», «болтать  не мешки ворочать», «молчание – золото» и тому подобное. Разговор – основа создания сообщества, источник коллективного творчества, ключ к передаче вдохновения. А свой Остин и свои тако мы уж как-нибудь найдем, как нашли своего Брина и своего Цукерберга. С поправкой на российскую специфику, конечно.