© Andrew Baker

Соучредитель LinkedIn Рид Хоффман и основатель компании Comcate Бен Касноча выпустили книгу «Жизнь как стартап. Строй карьеру по законам Кремниевой долины». Авторы изучают бизнес-модели таких успешных компаний, как Intel, Apple, Google, eBay, Yahoo, Facebook, YouTube, Twitter, и предлагают приложить их опыт к собственной карьере. Slon публикует 10 фрагментов книги.

Перемены приносят с собой новые возможности и новые проблемы. Сейчас нам всем нужно мыслить так, как это делают предприниматели. Работаете ли вы в компании, где всего десять сотрудников, в гигантской транснациональной корпорации, в некоммерческой или государственной организации или где угодно еще – если вы хотите использовать новые возможности и справляться с проблемами сегодняшнего нестабильного рынка труда, нужно думать и действовать так, как будто вы руководите стартапом. Этот стартап – ваша собственная карьера.

Конкурентное преимущество – основа стратегии развития карьеры. Оно помогает ответить на классический вопрос «Что мне делать со своей жизнью?». Оно помогает решить, какими возможностями стоит воспользоваться. Оно показывает, как инвестировать в себя. Все эти аспекты постоянно меняются, поэтому оценка и анализ своего конкурентного преимущества – непрерывный процесс, их невозможно сделать раз и навсегда.

Наше конкурентное преимущество возникает в процессе взаимодействия трех разных, постоянно меняющихся сил: это наши активы, наши стремления / ценности и реалии рынка, то есть динамика спроса и предложения на то, что мы предлагаем рынку на фоне предложений наших конкурентов. Карьера развивается лучше всего, когда мы следуем достойным стремлениям, используем свои активы и знаем реалии рынка. <…>

Активы – это то, чем мы владеем прямо сейчас. Прежде чем мечтать о будущем или строить планы, нужно ясно сформулировать, что у нас уже есть и что мы можем использовать. Именно так поступают предприниматели.

У каждого из нас есть два типа карьерных активов: материальные («жесткие») и нематериальные («мягкие»). «Мягкие» активы – те, что невозможно обменять на деньги напрямую. Это неосязаемые факторы карьерного успеха: знания и информация, профессиональные контакты и доверие других профессионалов, навыки, репутация и личный бренд, наши сильные стороны (то, что нам легко дается). «Жесткие» активы – то, что мы обычно указываем в бухгалтерском балансе: сумма наличных у нас в бумажнике, принадлежащие нам акции, физическое имущество. Эти активы важны, ведь когда у нас есть экономическая поддержка, можно смелее предпринимать шаги, связанные с финансовым риском. Чаще всего активы, взятые по отдельности, не представляют большой ценности. Конкурентное преимущество возникает, когда мы комбинируем разные навыки, опыт и связи.

Джек Дорси – соучредитель и исполнительный директор сайта Twitter, а также соучредитель и генеральный директор Square, стартапа, который занимается мобильными платежами по кредитным картам. <…> Обе его компании достигли огромных высот (их стоимость составляет миллиарды долларов), и при этом Джек всегда оставался верен своим ценностям и приоритетам. Twitter до сих пор считается примером чистоты и минимализма, а устройство Square – образцом изящества и элегантности. Стремление Джека упрощать сложное и внимание к дизайну – одна из причин успеха принадлежащих ему компаний. Эти качества демонстрируют, каковы их приоритеты, гарантируют постоянное качество обслуживания клиентов и помогают искать сотрудников, которых привлекают те же идеи. <…> Стремление и ценности – важные элементы конкурентного преимущества в нашей карьере, просто потому, что когда мы увлечены тем, чем занимаемся, то готовы работать больше и лучше.

Человек, влюбленный в свое дело, трудится лучше, чем тот, кто хочет просто заработать денег.

Последний фрагмент головоломки – реалии мира, в котором мы живем. Умные предприниматели знают, что продукт не принесет им денег, если он не нужен людям или они не хотят его покупать, каким бы красивым и полезным он ни был. <…>
В конечном счете успех любой компании зависит от того, готовы ли потребители покупать то, что она предлагает. В свою очередь, успех любого профессионала – стартапа под названием «вы» – зависит от того, готовы ли работодатели, клиенты и партнеры платить за его время.

Шульц (Starbucks) и Нилман (JetBlue Airways) создавали свой бизнес, руководствуясь ясным видением, но с первого дня концентрировались на потребностях своих клиентов и партнеров. При всем своем уме и проницательности они прекрасно знали о том, что часто повторяет наш друг Марк Андриссен: если рынка не существует, ему не важно, насколько вы умны.

Хороший карьерный план учитывает взаимодействие этих трех фрагментов – наших активов, стремлений и реалий рынка. Все они должны сочетаться друг с другом. Например, приобретение ключевого навыка автоматически не даст конкурентного преимущества.

То, что мы умеем что-то делать (активы) и увлечены этим (стремления), не обязательно означает, что кто-то нам за это заплатит (реалии рынка).

Самый простой способ увеличить конкурентное преимущество – усилить и диверсифицировать сочетание своих активов. Например, приобрести новые навыки. Конечно, это разумно. Но не менее эффективно найти рыночную нишу, где наши нынешние активы будут сиять ярче, чем активы конкурентов. Например, лучшие баскетболисты американских колледжей, которым не хватает мастерства, чтобы играть в профессиональной лиге США, часто переходят в лиги европейских стран. Они меняют не навыки, а место, поскольку знают, что на европейском рынке у них есть конкурентное преимущество, ведь здесь большинство баскетболистов ниже их по уровню.

В мире стартапов конкуренция – или ее отсутствие – особенно важны. Сеть LinkedIn с самого начала пошла другим путем, чем ее конкуренты. В 2003 году, когда мы создавали LinkedIn, наши конкуренты ориентировались в первую очередь на компании. <…> А LinkedIn поместила в центр системы отдельного профессионала. Мы считали, что любой человек имеет право сам определять свою идентичность. Чтобы эффективнее работать на своей текущей должности и находить перспективные вакансии, если он хочет сменить работу, любой специалист должен иметь возможность общаться с людьми из других компаний. <…> LinkedIn конкурирует там, где может выиграть золотую медаль; она до сих пор остается лидером в нише рынка, которую сама и сформировала.