© wallatech.com
Почти в каждой книге про стартапы говорится о том, что великие компании вроде Google зарождались в хаосе без какого-либо планирования, а в бизнесе главное – это эмоции и драйв у команды. В знаменитой книге «Реворк. Бизнес без предрассудков» авторы на протяжении всего текста пытаются доказать, что планирование только зря отнимает силы – ведь неизвестно, что будет завтра.
В реальности компаний вроде Google единицы. А бизнесов, выросших за счет холодного прагматизма, гораздо больше. Но про них сложно написать книгу, которая бы хорошо продавалась. Ведь большинство читателей книг бизнес-тематики так и остаются мечтателями. И под влиянием подобных книг многие предприниматели как мантру начинают повторять, что не следует ничего планировать, главное – «интуитивно чувствовать свой продукт». В результате такие команды часто делают не нужные рынку вещи или продукты с рентабельностью менее 10%, что для венчурного бизнеса равносильно самоубийству.
Можно придумать сколько угодно отговорок, чтобы не делать финансовый план: начиная с того, что в модели слишком много неизвестных для планирования, и заканчивая тем, что все равно завтра все поменяется. Но если меня сейчас спросить про основные причины успеха интернет-бухгалтерии «Мое дело», то среди главных будет следующая – несмотря на то, что мы выходили на новый рынок c большой долей случайности, у нас была понятная стратегия, как мы будем зарабатывать, и три базовых сценария развития. Что еще важнее, у нас были четкие критерии оценки, выраженные в числах. По этим критериям мы могли оценить, насколько хорошо рынок принял новый продукт.
Такими критериями оценки для нас стали стоимость привлечения клиента, процент переподписки и ARPU (выручка на пользователя). Мы экспериментировали с фримиум-моделью, меняли длительность пробного периода, добавляли и убирали возможность посмотреть сервис без регистрации, оценивали разные каналы маркетинга и продаж, но в результате каждого эксперимента оценивали прежде всего эти три цифры. И только по ним, а не по субъективным оценкам, мы принимали решение об эффективности того или иного метода.
Финансовый план не раз спасал нас от неверных решений, которые интуитивно казались очень хорошими. |
Мы смотрели на цифры, которые показывают аналогичные бизнесы на Западе, и сравнивая их со своими, постоянно тюнинговали продукт, маркетинг и продажи.
Каждая компания имеет свои нюансы, и чтобы понять, какие значения важно отслеживать именно для вашего бизнеса, жизненно необходимо нарисовать хорошую финансовую модель на 5 лет вперед. А дальше все просто: берете расходы через 5 лет и делите на доходы через 5 лет – и если у вас получилось больше 70%, то, наверное, не стоит заниматься таким бизнесом; если от 35 до 70%, значит, перед глазами у вас план на ближайшие 5 лет; а вот если меньше 35%, то, скорее всего, вы либо создали научно-фантастическое произведение вместо плана, либо у вас действительно Google. Потом меняете значения в сделанной модели и смотрите, как в зависимости от них изменяется этот процентный показатель. Два или три значения будут влиять больше всего – вот их и стоит отслеживать.
И если отнестись к делу серьезно, то финплан сразу даст отличный эффект – команда сфокусируется на главном и начнет работать, а не фантазировать. Благодаря плану основатель будет требовать от своего отдела маркетинга клиентов, а не котиков в социальных сетях и вирусных видео. От тех, кто занимается продажами, – продаж здесь и сейчас, а не стратегических договоренностей, которые «через год обязательно выстрелят», а все сомнительные партнерские проекты, требующие ресурсов, скорее всего, будут отрубаться как нерентабельные.
Ну а как же котики в социальных сетях и та магия, которая превращает цифры в бизнес? Все очень просто: сначала нужно добиться выполнения финплана хотя бы на 75%, и когда бизнес начал показывать результат, а интуиция говорит, что все равно чего-то не хватает, тогда и приходит время того самого креатива. С этого момента вы можете – как самый настоящий стартапер – с чистой совестью спалить пару миллионов на вирусный ролик, котиков в сети «ВКонтакте» или на то самое важное стратегическое партнерство, которое обещает поднять вам продажи. Вдруг этого действительно не хватает и котики приведут к успеху? Только прежде план, а потом котики. Не наоборот.