В начале осени в институте «Стрелка» авторы проекта «Кооператив „Черный“» рассказали о своей передвижной велокофейне, о философии «прозрачного» производства и о том, как они обратились к кооперативной форме собственности. Каковы плюсы и минусы этой подзабытой формы организации труда? Откуда взялась сама идея? Как велокофейня может решить насущные городские проблемы? Какие сложности ждут участника? Как говорится, зачем изобретать велосипед заново? Slon публикует сокращенную версию выступления.

Артем Темиров, соучредитель проекта «Кооператив „Черный“»

Почему кооператив? Сначала мы задумались о более глобальных вещах – о том, как можно влиять на современный социальный уклад, рассматривали самые разные сферы человеческой деятельности и поняли, что ни одна из них не соответствует нашей задаче. Я уже давно придерживаюсь левых взглядов, а у этого движения один из главных вопросов – как сделать так, чтобы люди работали меньше. Не 40–50 часов в неделю, а всего лишь 20. Когда был «ОккупайАбай» на Чистых прудах, стало ясно: самое ценное для нас, для всех людей – это возможность совместного принятия решений (даже если участников много).

В результате коллективных мыслительных усилий мы пришли к тому, что необязательно искать новые формы работы, когда можно обратиться к старому опыту. По сути, кооператив – самое простое, что мы можем придумать и реализовать сейчас. В современных компаниях не обходится без прибавочной стоимости, которая уходит владельцам, «верхушке». Но в кооперативе владельцев нет, а есть только его члены – все они находятся в равных условиях. Также практически нет разделения труда: каждый из нас занимается всем: все мы попеременно готовим кофе, ведем бухгалтерию, моем посуду, выкладываем информацию в социальные сети. На собраниях все вместе обсуждаем идеи и планы, стараясь прийти к общему консенсусу. У нас нет начальников, нет подчиненных – таким образом кооператив помогает избежать условий, которые не нравятся тебе при работе в обычной компании. Так как нас немного, 5 человек, то мы можем сами регулировать свои рабочие часы. Кстати, с налогами у нас дело обстоит проще, чем у обычных компаний, так как для кооперативов есть множество послаблений. В целом кооператив – это выгодно.

Историческая справка. Кооперативы в России появились не в начале XX века, как принято считать, а еще во времена декабристского движения. Сначала они назывались артелями и товариществами, но, по сути, это были именно кооперативы: подобные объединения опирались на принципы совместного равного владения и взаимопомощи. Со временем стало ясно, что такая форма хозяйственной организации выгодна, и к началу XX века кооперативы были уже обычным делом. После революции к ним некоторое время относились положительно, считая кооперацию одним из путей построения справедливых товарных отношений. Но вскоре деятельность кооперативов начали ограничивать, постепенно упразднив. В сегодняшней России кооперативы существуют, но в незначительном количестве.

Как добиться прозрачности в кофе?

Итак, мы остановили свой выбор на кооперативе. Дальше – поиск товара, который мы бы хотели продавать. Сначала мы планировали открыть магазин с этичными (экологичными) товарами разнообразного типа – магазин для всех. Потом стало понятно: что для этого требуется большой стартовый капитал, ведь, к сожалению, подобные товары пока что стоят немалых денег. К тому же в нашей стране их найти проблематично, а ввоз из-за рубежа также дорог. Все упиралось в проблему денег.

Так что нам пришлось отказаться от этой идеи, и в итоге мы пришли к кофе. Тому есть несколько причин. Кофе – один из наиболее потребляемых продуктов. Кроме того, кофейная индустрия стала источником несправедливого обогащения владельцев: фермеры собирают зерно по 60–80 центов за килограмм, а кофейни продают одну чашку втридорога. Мы долго разбирались, почему так происходит, – выяснилось, что между фермером и кофейней нет никакой прямой связи. Кофехантеры скупают лучшие ягоды, потом проходят кофейные аукционы, на которых этот кофе разыгрывается и приобретает высокую цену, его покупают компании, занимающиеся обжаркой, – и только тут появляются владельцы кофеен и приобретают готовые зерна… Порой в цепочке выходит до 15 звеньев! Так повелось еще в середине прошлого века. Но в девяностые годы родилась альтернативная система – Directtrade. Из названия следует, что это механизм прямой торговли. Он заключается в том, что владельцы кофеен лично ездят на фермы, выбирают, покупают, а затем кофейни самостоятельно обжаривают зерно. Эта схема позволяет сделать индустрию абсолютно прозрачной.

Нам пока не под силу работать в абсолютно прямой системе – мы рассчитали, что в наших условиях чашка кофе будет стоить порядка 500 рублей, поскольку транспортировка в небольших контейнерах дороже, чем само зерно. Но нам удалось сократить цепь поставки до трех звеньев. Мы нашли поставщиков, один из которых на своем сайте выкладывает фотографии и детальное описание фермерских кооперативов, расценки и информацию о том, сколько фермеры получают. Представители этой компании сами ездят на фермы и покупают там зерно, попадающее затем к нам.

Мы покупаем сорта только класса «Спешиалти» (Specialty) – отборные созревшие зерна, они проходят около 15 степеней сортировки. Таким образом отсеивается большое количество зерен, и это дорогие сорта. Зато мы уверены в качестве, так как фермеры продают такой продукт небольшими объемами и не кладут плохие зерна в мешки.

Так мы стараемся соответствовать принципам «прозрачного» производства – кофе проходит минимум посредников на пути от фермеров к потребителю.

На табличках у себя на стойке мы будем писать закупочную стоимость продукта и нашу наценку, чтобы люди понимали, за что платят.


Заварить кооператив: чашку за чашкой

Нам нужно было 4 млн рублей, чтобы начать свое дело: обжаривать кофе и открыть кофейню. Но в рамках обычного займа никто не решился предоставить такую сумму. Инвесторов мы тоже не искали, поскольку у нас кооператив. В результате мы сложились и с нашими собственными 500 тысячами рублей развили бурную деятельность.

Зарегистрировались в качестве кооператива, хотя и возникли сложности с банком. Нам не хотели открывать первоначальный накопительный счет.

Оказалось, что кооператив – настолько позабытая форма, что сотрудники утверждали, что не регистрируют кооперативы. Пришлось им указать на конкретный номер закона и рассказать, каков порядок оформления.

Чтобы кооператив функционировал на постоянной основе, мы все уволились со своих основных работ. Поначалу переезжали с фестиваля на фестиваль, а на одном из них директор книжного магазина «Циолковский» Максим Сурков попробовал наш кофе и пригласил нас к себе. И в мае мы обосновались в бывшем гардеробе «Циолковского».

Когда мы открылись в «Циолковском» и стали участвовать в фестивалях, возникла идея передвижной велокофейни. Мы спроектировали удобную модель для перевозки и стали ездить в отдаленные места за пределами Садового кольца, где не так развита кофейная инфраструктура и вообще низкая активность жителей. Ведь любой может зарегистрировать кооператив и выйти на улицу со своим товаром. Может, после нашего наглядного примера жители этих районов активизируются и создадут что-то подобное. Мы не позиционируем себя как какой-то модный проект, мы просто хотим делиться с простыми людьми культурой качественного кофе.

Наша цель – перезнакомить соседей. В современной Москве люди могут годами жить на одной лестничной клетке и не знать друг друга, а наши передвижные кофейные станции смогут стать местом, рядом с которым люди начнут общаться, обсуждать районные новости.

Плюсом подобной мобильной кофейни является то, что нас видит большее количество людей, чем если бы у нас была одна постоянная точка. Отсюда же возникает и минус – завоевав за день нескольких клиентов, мы уезжаем и, таким образом, теряем их.

«Попробуйте сначала без молока»

Наш кофе – непривычный для жителей Москвы. В меню – аэропресс, кемекс и V60. У нас нет эспрессо-машин, мы завариваем кофе по методу slowcoffee.

Все, что предлагают в кофейнях (американо, капучино, латте), – это один и тот же эспрессо, просто по-разному разбавленный. А наш кофе готовится совершенно иначе.

Поэтому важно разговаривать с людьми и не лениться им рассказывать, почему кофе должен быть этичным, что это значит, как отличается вкус у каждого напитка и как устроен процесс. Тогда у человека возникает интерес, он задумывается о качестве и производстве.

Клиент не всегда стремится понять основания формирования цены товара, чем пользуются продавцы. А мы можем объяснить цену нашего кофе: 30% – себестоимость (вода, зерно, фильтр, стаканчик). Остальное – маржинальная прибыль, она составляет 70%. Ее мы не кладем в карман, оплачиваем из этих денег склад, покупаем необходимые для кофейни материалы. Таблица нашего ценообразования находится в интернете в открытом доступе и ежемесячно обновляется, чтобы каждый мог понять, за что платит.

Мы также рассказываем клиентам о наших поставщиках и фермерах: откуда, на каких плантациях и какими фермерами собран наш кофе. А еще часто люди просят добавить молока – мы им советуем: «Попробуйте сначала без молока». Они пробуют, и многим нравится.

Мы хотим не только обеспечить себя финансами, но и показать другой уровень взаимоотношений. Это не совсем бизнес, ведь мы не пытаемся получать максимальную прибыль. Для нас важно выстроить грамотные отношения внутри коллектива и с покупателями, для этого и нужны финансовые отчеты, прозрачное ценообразование.

Я верю, что если кооперативы будут открывать чаще, то затем они охватят все сферы деятельности, – тогда утопия обновления общества станет возможной.