В начале декабря лекторий «Умная Москва» провел в Российской государственной библиотеке для молодежи лекцию «Пьемонт – область для гурманов и историков». Об этой итальянской области рассказала Дина Назарова, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой рекламы и PR Московского института лингвистики. Slon приводит сокращенную версию лекции.
Пьемонт – одна из самых крупных и при этом малопосещаемых областей, расположившаяся на северо-западе Италии. Название переводится как «подножие гор», и ландшафт действительно сочетает в себе равнины, холмы и горные вершины. Пьемонт граничит с Валле-д’Аоста, Ломбардией, Лигурией, а также Францией и Швейцарией. Когда-то эта территория даже принадлежала Франции, и французское влияние здесь ощущается по сей день.
Центральная часть Пьемонта лежит в плодородной долине реки По, что способствует развитию сельского хозяйства: область называют виноградным раем Италии, а рис в ней выращивают в огромных количествах. Важную роль в экономической жизни Пьемонта играет промышленность, скажем, в Турине находится знаменитый завод Fiat, долгое время служивший локомотивом экономики всей страны.
По духу Пьемонт отличается от центральной части Италии, где многие города, такие как Пиза или Флоренция, рано стали коммунами с муниципальным управлением и властью выборщиков из народа. Пьемонт же – это феодализм и абсолютистская монархия. Так обстояли дела в Турине и бесчисленном множестве прекрасных борго – крохотных градообразований, коих в Пьемонте насчитывается около 1200.
Пейзажи и города
Пьемонт невероятно живописен: вы увидите здесь неописуемой красоты озера, прекрасные виллы и маленькие сказочные городки. Рассказать обо всем сразу невозможно, поэтому мы остановимся на нескольких особенно примечательных местах. На северо-западе расположилась историческая область Канавезе. Несмотря на большое число предприятий, Канавезе называют «зеленым сердцем Пьемонта». Это возделываемые поля, леса, виноградники и, самое главное, национальный парк в горах Парадизо. В 1856 году король Виктор Эммануил II объявил местность своими охотничьими угодьями, а с 1922 года она получила статус заповедника. Помимо красот природы – гор и растительности, – в Канавезе поражает разнообразие животного мира: альпийские зайцы, горностаи, белки, хищные птицы и большие стада серн.
Город Новара, который можно назвать большим борго, тоже, безусловно, заслуживает посещения. С одной стороны, там развито современное технологичное производство, а с другой – Новаре удалось сохранить возрожденческо-барочное своеобразие. Для Пьемонта вообще характерно гармоничное сосуществование патриархальности уклада и инновационности предприятий – сочетание несочетаемого в лучшем из вариантов. Двигаясь на север от Новары, вы попадаете на Strada del Vino – знаменитую дорогу, вдоль которой раскинулись виноградники, дающие миру самые известные сорта вин.
Непременно стоит посетить город серебра – Алессандрию. Год основания – 1168-й, своим названием Алессандрия обязана папе Александру III. Город строился как мощная крепость – чтобы противостоять императору Фридриху Барбароссе в период битв гвельфов и гибеллинов. Алессандрия расположилась на границе сфер влияния двух сил и стала главной опорой папы в его борьбе с императором.
Асти и окрестности – земля трюфелей и вин. Произнося слово «асти», мы представляем себе игристое вино, названное в честь области, где выращивается нужный для его изготовления сорт винограда. Также в Асти стоит посетить Веццоланское аббатство, основанное еще Карлом Великим, и замки, их тут довольно много – от средневековых крепостей до барочных дворцов, созданных для жизни и увеселений.
Сыр, вино и трюфели
Трюфель – гордость Пьемонта. Существует две его разновидности: черный и белый. Белые грибы растут в основном в окрестностях города Альба. Осенью, когда приходит время сбора, открывается ярмарка трюфеля – это важное событие в жизни Италии. Ярмарка работает около недели, и это не только торги, но и костюмированные шествия, театральные представления. Шефы со всего мира съезжаются в Италию, чтобы закупить трюфель, а цена его достигает 5–6 тысяч евро за килограмм.
Пьемонт славится не только трюфелем, но и сырами. В Италии существует четкая классификация продуктов питания, включающая две категории: DOP и IJP. DOP означает, что данный продукт выращивается на конкретной территории единственно возможным способом, прописанным с давних времен. Два пьемонтских сыра относятся к этой категории: это кастельманьо и небезызвестная гoргoнзола (Ломбардия спорит с Пьемонтом за право считаться родиной этого сорта сыра).
В Пьемонте можно попробовать поленту – кашу из кукурузной муки, ризотто аль Бароло – рис, приготовленный в одноименном вине, а также фритто мисто алло пьемонтезе – блюдо из обжаренной ягнятины на косточке, колбасок, печени, мозгов и прочих субпродуктов, подающихся в запеченном виде.
Не сказать чтобы в Италии очень уж любили шоколад, но Пьемонт – рай для сладкоежек. Там готовят замечательный напиток бичерин – смесь шоколада, кофе и взбитых сливок, а также джандуйотти – шоколадные конфеты характерной формы с ореховым вкусом, получившее название в честь карнавальной маски Джандуйя.
Еще одна всемирно известная сладость родом из Пьемонта – шоколадная паста Nutella, изготавливаемая из уникального пьемонтского ореха. По данным на 2010 год, самым богатым итальянцем стал не Берлускони, а владелец марки Ferrero, заработавший состояние во многом благодаря Nutella.
В 1786 году Антонио Карпано в своем баре в Турине предложил посетителям вермут – белое вино, настоянное на смеси трав. Рецепт держался в тайне, но конкуренты, господа Мартини и Чинзано, усовершенствовали состав и сумели развить эту идею. Так что Пьемонт – еще и родина вермута.
Праздновать жизнь
Здесь царит культ праздников. Они, конечно, не так известны, как карнавал в Венеции, но своеобразная местечковость и патриархальность и составляет их главную прелесть. Взять хотя бы Палио ди Асти – турнир, впервые проведенный в Асти в 1275 году, когда разногласия между богатыми семьями решались в привычном тогда формате поединка. Также в Асти есть чудесное мероприятие под названием Бобовый праздник. Начало ему было положено в XIII веке, когда в январе, во время сильных холодов, местный князь велел варить для жителей бобовую похлебку и раздавать ее бесплатно. С тех пор праздник устраивается ежегодно: в огромных чанах готовят фасолевую кашу и угощают всех желающих.
В сентябре в городке Павоне проходит театрализованная двухдневная реконструкция взятия крепости в Канелли, а в Авильяне устраивается Palio Storico alla Corte del Conte Rosso – костюмированное шествие, воссоздающее богатство красок эпохи Амедео VII.
Отправляйтесь в Турин!
Это один из самых неитальянских городов. Его архитектура – параллельно-перпендикулярная застройка, барочные, красивые и величественные имперско-аристократические здания. Три года он был столицей объединенной Италии. Казанова восхищался Турином, Гёте говорил, что это один из самых красивых городов Европы. В 2008 году справочник Мишлена присвоил Турину три звезды, уравняв его с Флоренцией, Римом и Венецией.
Все побывавшие в этом городе восхищаются Mole Antonelliana – самым высоким каменным сооружением Старого Света. Никакие фотографии не передают уникальности купола, только подойдя близко и посмотрев на него, можно оценить изысканность работы. Наверху находится смотровая площадка, откуда виден весь город. Сегодня в Mole Antonelliana функционирует один из наиболее интересных и богатых музеев кинематографа с фильмотекой, центром исследований и архивами итальянского кино. В соборе Святого Иоанна Крестителя хранится знаменитая Туринская плащаница, для нее построили специальную капеллу. Также в этом городе стоит посетить второй по величине и значимости после каирского музей Египта.
Удивительно и незаслуженно, что Турин – отнюдь не самый посещаемый город Италии.
Родина Fiat
Когда мы говорим про итальянский автопром, то в любом случае упоминаем Fiat. Производство началось в Турине в 1899 году, а в 1902-м управляющим стал Джованни Аньелли – старший. История Fiat неразрывно связана с этой семьей, ее представители руководили компанией с тех самых пор. Именно благодаря Аньелли предприятие все-таки выжило.
В 1902 году Джованни Аньелли запускает серийное производство, что сделало Fiat для Италии тем же, чем является Ford для Америки. Во время Первой мировой войны компания выбилась в безусловные лидеры и нарастила производство. Рабочее движение было в ту пору сильно, но в Fiat умели договариваться с профсоюзами. В пятидесятые годы, в период послевоенной разрухи, была выпущена легендарная машина Fiat 500. Несмотря на страшную бедность, Fiat 500 стал синонимом экономического чуда Италии: практически в каждой семье оказался этот автомобиль. Именно из этой машинки в старых итальянских фильмах зачастую выскакивают фантастические десять человек, непонятным образом в ней поместившиеся. Это легенда, олицетворение эпохи.
Джованни Аньелли – младший (также известен как Джанни Аньелли) – действительно великий человек. Он прожил сложную жизнь и умер десять лет назад, в 2003-м. Его отец Эдоардо Аньелли рано погиб, и, хотя Джованни и не готовили к управлению компанией, с раннего детства, что бы он ни делал, ему всегда говорили: «Не забывай, что ты Аньелли». По образованию он адвокат, и до конца жизни его звали «аввокато», причем произносилось это слово с придыханием: этот человек в течение пятидесяти лет не просто управлял заводом, он был одним из наиболее достойных представителей Италии и олицетворял собой аристократический дух Пьемонта.
Мне очень понравилась одна его фраза, он любил повторять ее на семейных праздниках: «С годами отпрысков клана Аньелли становится все больше и больше». И добавлял после паузы: «Как на земле, так и на небе». В этих словах очень хорошо видно отношение Джованни Аньелли к себе и своему клану.
В заключение лекции хочу добавить: про пьемонтцев говорили, что национальный их нрав – это галантность, изысканность и перфекционизм. Для меня Пьемонт – это потрясающей красоты природа и в то же время изысканность, аристократичность, вкус к жизни, но не простонародный, какой мы часто встречаем в Италии, а в высшей степени галантный, при этом замешанный на трудолюбии. Именно таким я вижу Пьемонт и буду очень рада, если у вас сложилось такое же впечатление.