В конце февраля самый молодой российский миллиардер Максим Ноготков рассказал членам дискуссионного клуба Cabinet Lounge о проекте «Йополис», о том, как и по каким причинам мы двигаемся от общества потребления к обществу созидания, почему так важно вовлекать людей в содержательную деятельность, будь то бизнес, политика или другие социально значимые взаимодействия. Slon публикует сокращенную версию выступления Максима Ноготкова.

Начну я издалека. Мне очень интересна тема вовлечения людей в процессы, происходящие в компании, в государстве. Первый опыт такой работы был у нас в «Связном» еще в 2005 году, когда мы пытались построить самообучающуюся организацию, которая снизу, изнутри генерировала и реализовывала идеи, проекты. Позже то, что называется краудсорсингом, краудфандингом, получило широкое распространение. В принципе, в мире сегодня очень много примеров, когда компании, бренды вовлекают людей в то, что делают. И, на мой взгляд, эта тенденция развивается, причем развивается очень быстро.

Несколько примеров. Компания Nike сегодня делает беговые клубы, старается увлечь людей определенным образом жизни, привить ценности, а не просто продает им спортивную обувь. Или вот спектакль «Sleep No More» в Нью-Йорке: зритель находится внутри действия, барьеров между ним и актером практически нет. Мост в Роттердаме, утвержденный городской программой и муниципалитетом, на который не нашлось денег. Его собирались построить через тридцать лет, но одно архитектурное бюро Роттердама сделало проект для сбора средств – в обмен на взнос, равный 25, 125 или 1250 евро, на будущем мосту обещали разместить плашки с именами донаторов. Удалось собрать деньги и построить мост на тридцать лет раньше.

Еще один пример вовлечения людей в совместную деятельность в общественных интересах – создание новой конституции Исландии. Вы знаете, что в 2008–2009 годах, после финансового кризиса, в этой стране случился колоссальный кризис доверия к власти, полностью поменялось правительство, полностью сменился состав политических игроков. Для того чтобы восстановить доверие к власти, был проведен довольно интересный эксперимент: случайным образом из жителей страны выбрали 950 человек, из которых впоследствии было отобрано 25. Перед ними поставили задачу написать конституцию. Это не были профессиональные политики или юристы, просто люди совершенно обычных рабочих профессий. Тем не менее с помощью общения, с помощью использования инструментов социальных сетей им удалось за достаточно короткий срок сделать эту работу, и конституция в Исландии сегодня написана по методу, условно говоря, «Википедии».

Во всем мире сегодня набирают силу проекты по вовлечению людей в определение городских бюджетных приоритетов. Когда часть бюджета города по сути отдается его жителям на определение расходов. Один из пионеров в этой области – бразильский город Порту-Алегри, где 10% городского бюджета распределяются с помощью инструментов прямой демократии. Подобные проекты развиваются и в Индии, и в Мексике, и в Америке. Мадрид проводит порядка 20 референдумов в год по различным городским вопросам.

Еще один пример – близкий моему сердцу – компания Pandora, которую мы в России представляем, дает возможность людям самим собирать украшения и таким образом также вовлекает их в создание продукта. И продукт этот крайне популярен в России и во всем мире.

Kickstarter – сегодня на этом сайте собираются уже миллионные суммы. Этот инструмент используется крайне широко, во многом и потому, что позволяет заранее проверить спрос на товар или продукт, который вы собираетесь производить. Сегодня венчурные фонды частично ориентируются на популярность или непопулярность продукта на Kickstarter, решая, финансировать ли его производство.

Этими примерами я хотел проиллюстрировать одну мысль – многие от общества потребления готовы перейти к обществу созидания, соучастия в деятельности других. Люди хотят участвовать в чем-то, что приносит общественное благо, в том, что направлено не только на личные интересы.

Тенденция проявляется также и в создании контента. Блогеры, все, что связано с YouTube, – ничего этого еще несколько лет назад не существовало. Сейчас эти явления стали частью повседневной жизни. То же самое можно сказать и про «Википедию», наиболее популярную энциклопедию в мире. Способ, которым это было создано и продолжает создаваться, удивителен, потому что люди, не имея никакой денежной мотивации, желая только поделиться своими знаниями, наработали колоссальный объем информации, открытый для всех.

Я считаю, в области политики, взаимодействия, общения с властью, отношения человека к тому, что его окружает, еще предстоит сделать большой шаг вперед. Мне кажется, что, особенно в России, людям очень сложно понять, как именно им нужно улучшать жизнь вокруг себя, не только в рамках своей квартиры, а думая о городе в целом: о своем районе, о своей улице, о своем подъезде. В принципе, это публичные вопросы, которые должны решаться политическим путем. Сегодня, к сожалению, в России это слово стало немножко ругательным, но людям необходимо договариваться по поводу совместного использования денег, бюджетов, по поводу обустройства их окружающей среды. Мы очень хотим, чтобы наш проект стал одним из способов объединения людей, принятия совместных решений. Мы делаем интернет-платформу, организованную по локальному принципу. Идея в том, что человеку интересно прежде всего то, что находится непосредственно рядом, то, о чем он может договориться со своим соседом. Без интернет-технологий таких соседей и знакомых у вас может быть 5–10 человек, а с интернет-технологиями вы можете знать 500 человек и достаточно эффективно, быстро находить с ними общие решения.

То, что мы делаем на своей платформе, связано с социальным взаимодействием, – внутри общества и между обществом и властью. Очень важен принцип локализации, по мере того как у нас будет появляться все больше и больше контента, он будет работать следующим образом – сначала показываем то, что происходит в доме, затем – во дворе, на улице, в районе, в городе и в стране. Нам важно не быть просто блогинг-платформой, просто локальными новостями: мы хотим, чтобы от новостей люди переходили к действиям, к самоорганизации. Для этого мы используем определенные наборы инструментов. Один из них – защищенная система электронных голосований. На сегодня эта система является абсолютным мировым лидером по проведению легитимных голосований, она используется в восемнадцати странах. С помощью этой системы проводятся выборы в Америке, в Швейцарии, во Франции – пока в основном для военнослужащих, людей с ограниченными возможностями, тех, кто находится в командировке. Я убежден, однако, что технологию можно распространить на все население.

Уникальность системы в том, что она позволяет человеку напрямую проверить и посмотреть, как учтен его голос. Не нужны посредники в виде наблюдателей: при голосовании генерируется уникальный код; с этим кодом вы можете понять, как дальше ваш голос учитывается.

События, происходящие в Турции, арабских странах, на Украине, показывают, что существует колоссальный разрыв между способностью людей влиять на принятие решений и их доступом к информации. Дело в том, что за последние двадцать лет этот доступ разросся в сотни раз, способность самоорганизации людей улучшилась, а при этом механизмы влияния на власть остались в четырех-шестилетних циклах. Способов быстро выразить мнение и повлиять на решение за это время не появилось, или появились с огромным отставанием. Мне кажется, этот разрыв будет и дальше приводить к тем взрывам недовольства, которые мы наблюдаем. Электронные голосования позволяют находиться в онлайн-связи, держать руку на пульсе, чувствовать то, какие решения будут поддержаны, какие – нет, и избегать ненужных конфликтов.

Мы помогаем активистам, гражданским лидерам, людям, небезразличным к тому, как живет и развивается их город, – помогаем с пиаром, с обучением, с поддержкой, активно развиваем партнерство. Один из примеров – проект, который мы делали в прошлом году в Кировской области. Достаточно успешный, сделанный по образцу ряда других стран, – по поддержке местных инициатив. Суть в том, что жители могут собраться, встретиться, договориться и подать в областную администрацию проект местного благоустройства стоимостью до полутора миллионов рублей. При этом они должны сами описать, что и как хотят сделать, сами должны участвовать в создании смет. Дальше городская администрация в силу того, что проектов всегда больше, чем бюджета на эти проекты, по экспертным принципам принимает решение. Мы добавили в этот механизм электронные голосования, вовлечение уже десятков тысяч людей. В Кировской области в голосовании принимали участие 40 тысяч человек. Затем были выявлены победители.

В Москве мы начали пробовать собирать идеи в прошлом году. У нас было партнерство с «Пикником» «Афиши», где мы предложили людям в достаточно простой, игровой форме сформулировать какие-то мысли, идеи по развитию города. Собрали более 400 идей, провели голосование, отдали это муниципальным депутатам Правительства Москвы в виде обращений. Конечно, для краудсорсинговых проектов очень важно задавать определенные рамки. В этом смысле проект, сделанный в Кирове, на порядок лучше, поскольку имеет четко заданные бюджет и правила, в том числе – правила получения денег. Подобного рода взаимодействия с Москвой мы надеемся достичь в этом году, и нам кажется, что тогда краудсорсинговые проекты в Москве будут более важными и эффективными.

Важно развивать тему гражданской журналистики. Гражданская журналистика – для нас это люди, которые, во-первых, пишут о том, что касается социальной жизни, а во-вторых, не только констатируют факт, как правило, негативный, потому что негативные новости лучше читаются. Новости сегодня, оставляя негатив, не создают понятного алгоритма действия для людей. Мы хотим, чтобы этот алгоритм возник.

Мы хотим, чтобы из новостей выстраивалась цепочка: новость – проблема – идея, как ее решить, – лидер, который может взяться за ее решение, – поддержка людьми этого лидера за счет сбора денег, подписей под обращением – реализация.

Один из инструментов, которые сегодня активно используются на нашей платформе, это обращения. Важно понимать не только, сколько жителей голосует за, но и сколько жителей условно голосует против. Мы хотим, чтобы способ выразить свой голос был достаточно простым, чтобы это было приблизительно как лайк в Facebook.

Многие компании используют сегодня механизмы вовлечения людей, социальные проекты как условную альтернативу рекламе, обычным маркетинговым бюджетам. Когда компании могут не рассказывать в сотый раз о своем продукте по телевизору, а это сейчас уже не создает никакой дополнительной ценности и дополнительного знания, а вместо этого делать проекты с участием потребителей. Для этого им приходится заниматься проектами, направленными на различные социально-полезные общественные инициативы. На Западе таких примеров очень много, я думаю, что и в России они тоже будут появляться.

Наша платформа может и должна использоваться для выборов различного уровня, различного типа. В России это пока выборы в университетах, в частности, в Дальневосточном федеральном университете.

Нам очень важно в рамках нашей платформы создавать инструменты для взаимодействия политиков и избирателей. Чтобы муниципальные депутаты общались с жителями, чтобы лидеры и активисты на платформе имели свой рейтинг. Нам кажется важным выделять, поддерживать, развивать активных в обществе людей.

Нам очень хочется, чтобы в этом процессе мы были не одни, нам хочется партнеров, союзников, участников, будем очень рады, если кто-то захочет нашу инициативу поддержать. Проекту всего год, он был запущен в конце ноября 2012-го в качестве беты, и пока еще остается в статусе беты. Мы многому научились за это время, понимаем, что делаем правильно, что – неправильно, что следует развивать. У нас на сегодняшний день уже 300 тысяч зарегистрированных пользователей, и, думаю, к концу года эта цифра минимум утроится. Я очень надеюсь, что, действуя вместе, мы сможем сделать нашу жизнь лучше.

Вопрос из зала

Максим, какой бы вы хотели видеть количественную аудиторию участвующих активно в жизни и волеизъявлении в вашем проекте?.

Максим Ноготков
Мы думаем, что рано или поздно сто процентов населения страны могло бы быть зарегистрировано, могло бы участвовать. Но, конечно, даже в Швейцарии в референдумах участвует только половина населения. В России сегодня в муниципальных выборах участвует процентов двадцать. На мой взгляд, это в принципе достаточно сложно, потому что нужно куда-то ехать, нужно совершать какое-то специальное действие. Если бы это было похоже на лайк, думаю, количество участников было бы крайне велико.

Вопрос из зала

С обществом понятно – популяризация, а как вы заставляете государственную сторону прислушиваться к вашим инициативам? Как подписывается власть под пользование этой платформой?

Максим Ноготков

По-разному, с разной степенью энтузиазма и желания этим заниматься. Зависит от региона. Есть губернаторы, которые хотят развивать эти инструменты, стремятся работать с жителями. Есть те, для кого это не имеет смысла и представляет даже какую-то угрозу. Но сильные политики этих инструментов не боятся и хотят быть открытыми, хотят получать обратную связь. Наверное, пять-шесть областей в России мы сможем в этом году подключить. Самое важное, что есть определенный прогресс в Москве.

Вопрос из зала

На данный момент это чисто социальный проект. Планируется дальше развивать какие-то дополнительные сервисы, как-то коммерциализировать его?

Максим Ноготков

Для меня социальный проект определяется скорее не способом его монетизации, а тем, насколько он помогает, улучшает общество и взаимодействие людей в нем. С точки зрения доходов – да, пока я его поддерживаю. Разумеется, я хочу снять с себя эту ношу как можно скорее, хочу, чтобы проект поддерживали компании спонсорскими и маркетинговыми бюджетами; чтобы он сам зарабатывал и на эти деньги развивался. Я не планировал его с точки зрения дивидендов, денег для себя, но я не люблю делать проект, который постоянно приходит ко мне с протянутой рукой, – для меня это синоним неуспешного дела.

Вопрос из зала

Каким образом вы хотите привлекать аудиторию, как вы увеличиваете количество пользователей?

Максим Ноготков

Больше всего проект продвигается за счет контента, за счет интересных статей, инициатив, проектов. Как только люди чувствуют, что они в состоянии на что-то влиять и что-то менять, вы получаете колоссальную аудиторию. Нам важно, чтобы человек поверил, что его голос что-то значит, меняет, не виртуально, а реально, что-то в его городе. Это нам интереснее, нежели привлечение денег для платформы. Нам важно добиться изменений. Я верю в то, что это правильное направление движения. Я верю, что такой проект нужен.