В середине июля в рамках работы научного лектория МММЦ кандидат исторических наук Игорь Лозбенев прочитал в библиотеке имени Светлова лекцию «Научно-технический процесс в СССР» о том, как во времена НЭПа шла подготовка к будущим технологическим прорывам тридцатых годов. Мы публикуем материалы лекции в сокращении.

Хочется рассмотреть вопросы, о которых мало говорят. Научно-технический прогресс 1930-х годов стал результатом долгой работы, и важно понимать, как общество к этому пришло, как формировалась среда и предпосылки для этого прорыва. Менее ста лет прошло после НЭПа, а жизнь изменилась кардинально. Очень многие привычные нам вещи тогда отсутствовали полностью, это все еще было общество традиционной эпохи.

Яркий пример. 1927 год. Горевская волость. Собрали крестьян в клубе. Приехал агитатор читать лекции о международном положении, все больше про аннексии и контрибуции.

Крестьяне заснули через полчаса. Но в конце лекции проснулись, потому что лектор произнес ключевую фразу: «Как говорится, все дороги ведут в Рим». Вопрос из зала: «Вы нам объясните, в какой волости Рим находится? И почему туда дороги провели, а к нам нет?»


Вот образ времени.

Гагарин родился в 1934 году. Как должен был измениться уклад, чтобы через тридцать лет человек из этой социальной среды полетел в космос? И что более важно, полеты в космос – это результат работы гигантской индустрии. Чтобы ее создать, людей нужно усадить за парты, обучить, создать научные учреждения. А как это осуществить, если у них восприятие на уровне «в какой волости Рим находится»?

Это и есть самый интересный, самый значимый прорыв в советской истории, когда мы из традиционной эпохи вырвались в индустриальную. Понятно, что процесс приходится на тридцатые, но для понимания его истоков интересен НЭП, двадцатые годы.

Новая экономическая политика – это период, когда, с одной стороны, традиционная эпоха еще существует и заставляет с собой считаться, а с другой, в обществе сильны модернизационные тенденции.

Во времена НЭПа эпохи в последний раз схлестнулись друг с другом, сошлись в финальной схватке. Отказ от НЭПа знаменовал собой окончательный переход к индустриальному обществу.


Как это проходило?
Какие можно выделить тенденции, способствовавшие этому? Большевики смогли провести индустриализацию в том числе и за счет коллективизации. Последняя дала индустрии ресурс, выбрасывая рабочую силу. Крестьяне были поставлены в очень трудные жизненные условия. Легально из деревни в город можно было уйти в трех случаях: на учебу, в армию, на завод. Это привело к тому, что процент сельских жителей упал с 85% до 60%.
Мировой экономический кризис также сыграл здесь свою роль, его не нужно сбрасывать со счетов. Великая депрессия. Объемы производств уменьшаются. Западный производитель ищет любого потребителя, способного платить. Советское государство – новый рынок сбыта. В первый период первой пятилетки 60% электротехнической промышленности США работало только на СССР, внутри страны эта продукция не была нужна. Американские специалисты даже были готовы ехать на работу в Советский Союз, а поскольку экономическая ситуация на родине оставалась тяжелой, им можно было предложить договор на менее выгодных условиях. Однако уровень жизни все равно сильно различался.

К примеру, американский инженер, приглашенный на строительство предприятия в Саратов, попросил немного: двухкомнатную квартиру, освещение и возможность каждое утро есть яичницу. Местные областные руководители сами такого не видали, но были вынуждены выполнять требования.

В начале двадцатых 85% населения живет в деревне, это абсолютное большинство, один из направляющих элементов жизни страны. Что это за деревня? Меняющаяся. В домах появляются обои, картины. У некоторых, более или менее зажиточных, – часы с кукушкой. Крестьяне стараются приобрести хоть какую-то картину или портрет Ленина. У богатых крестьян – весь звездный состав верхушки ВКП (б). В Смоленской губернии девушки стремятся одеваться по-городскому, популярностью пользуются туфли на высоких каблуках. Деревня модернизируется, потому что меняется город. Однако были деревни, куда изменения не проникали, например старообрядческие.

В связке «город и деревня» в двадцатые годы город был безусловным инициатором новаций. Хотя некоторые деревни давали городам фору, вот, скажем, Бурцево и Курцево, где открывались молочные кооперативы, строились электростанции. Крестьянская община также могла выступать как инновационная структура.

Существует мнение, что в гражданскую войну победил не большевики, а общинное крестьянство. Крестьяне заставили большевиков отказаться от военного коммунизма и сохранить традиционный для них уклад жизни. То есть крестьяне вернулись в деревню. Для них было достаточно, что земли помещиков разделили, и дальше система вроде бы устраивала. Но назревает интересный вопрос. Кто управляет деревней? Формально – это сельсовет. Но что такое сельсовет в деревне?

Реальная сила – сельский сход. Его никак нельзя назвать демократическим органом власти. Сход финансирует работу совета и определяет его состав. Большевики, понимая значимость схода для крестьян, пытались его превратить в общее собрание граждан. Но таковым он не являлся, потому что на сход могли приходить только главы домохозяйств – мужчины, а женщины допускались только в том случае, если глава семьи умер, например, погиб на войне. Несовершеннолетняя молодежь участия не принимала.

Сельские сходы длились по 5–6 часов, собирались возле дома, протоколов на них не вели. Кто громче крикнет, тот и продвинет свой вариант решения. До конца мероприятия достаивали немногие, 5–6%. Однако большевики нашли выход: трансформировали сельский сход в общее собрание колхозников, более организованное, с секретарем и ведением протокола.

В областном архиве можно найти интересный документ – отчет местного калужского земельного отдела губернскому совету о ситуации в деревне. В нем содержалось следующее: «Крестьянское хозяйство распадается быстрее, чем увеличивается количество жителей». Похожую ситуацию можно увидеть и в других регионах России. Число крестьянских хозяйств после революции удвоилось. Количество земли, полученной от помещиков, увеличило земельную аренду на 30%. В результате земли у крестьян 1925 году меньше, чем в 1905-м. Что толкает крестьянское хозяйство на раздел?

Ответ на этот вопрос лежит в не экономической, а в социальной плоскости.

Крестьянское хозяйство – это и социальная единица, и производственная. Существовало понятие традиционной крестьянской семьи. На тот момент, когда главе лет 40, а жене – 38, у них пятеро-шестеро детей. Старший ребенок женился, и тут остро встает вопрос отцов и детей. В советскую эпоху, когда с 18 лет молодой человек становится равным своим родителям, конфликт ведет к разделу хозяйства. 

Революция 1917 года дала крестьянину землю, но как крестьяне на этой земле работают? По словам исследователей, чтобы вспахать одну десятину, крестьянину нужно пройти примерно 53 километра – и не просто прошагать, разумеется. В 1923 году в самых близких к Москве районах от 70 до 90% крестьян использовали соху. При этом 10% землепашцев съедали свой хлеб уже через месяц. До следующего урожая без своего хлеба находилось 75%, им приходилось влезать в долги или употреблять в пищу суррогаты. Рабочие жили лучше, фраза «рабочие – новое дворянство» бытовала среди сельских жителей. Цены на сельхозпродукцию удерживались на низком уровне.

В период НЭПа с точки зрения научного прогресса не было создано чего-то монументального. Но именно в двадцатые годы свои изобретения начинают готовить Королев, Яковлев, Туполев, революционные открытия делает Вавилов. Взрыв произойдет в 1930-е годы.