Профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова прочла в Политехническом музее лекцию «Вступили в ВТО. Что дальше?», а теперь отвечает на вопросы читателей Slon. |
1. Насколько реально проведение организуемого сейчас референдума о вступлении в ВТО?
Абсолютно не реально и не нужно.
Во-первых, вступление в ВТО – это процесс, начавшийся десять лет назад, и повернуть его вспять не сможет никакой референдум. С целью вступления в ВТО были приняты новые законы и внесены поправки в существующие – всего свыше четырехсот изменений.
Во-вторых, не нужно придавать вступлению в ВТО больший вес, чем оно уже имеет. Это всего лишь инструмент торговой политики, относительно которой референдумов не проводится. Никто же не предлагал провести референдум по поводу повышения тарифа на подержанные автомобили.
В-третьих, для проведения референдума и получения объективных результатов необходимо, чтобы значительная часть населения имела хотя бы поверхностное представление о проблеме. К сожалению, в нашей стране лишь единицы знают, что такое ВТО. Большинство популистских высказываний о ВТО, которые звучат в прессе, с экранов и т.д., свидетельствуют либо об отсутствии реальных знаний, либо о банальной подмене понятий.
2. Может ли Госдума проголосовать против ратификации договора о присоединении?
Нет. «Единая Россия» будет голосовать за вступление.
3. Если Казахстан вступит в ВТО (а эта страна член Таможенного союза, и правила ВТО доминируют над правилами ТС), как поменяется регулирование в ТС?
Согласно документам Таможенного союза, одобренным в том числе и Казахстаном, если есть какие-то противоречия в принципах ТС и ВТО, то принципы ВТО доминируют.
4. Как повлияет вступление России в ВТО на работу Таможенного союза? Действительно ли это вступление нивелирует некоторые достижения общего экономического пространства?
Таможенные союзы прекрасно работают и в рамках ВТО. С 1995 года ВТО одобрила создание свыше ста пятидесяти таможенных союзов и зон свободной торговли. Напротив, вступление в ВТО лишь увеличит конкуренцию между Россией и Казахстаном за привлечение прямых иностранных инвестиций из третьих стран, так как для инвестора теперь будет доступен рынок не только одной страны, а всего Таможенного союза.
5. Какие конкретные отрасли российской обрабатывающей промышленности выиграют от вступления России в ВТО? Есть ли в стране отрасли с экспортным потенциалом, желавшие «прорваться» на иностранные рынки и «толкавшие» правительство к вступлению?
Если оперировать предложенными вами понятиями, то в краткосрочной перспективе от вступления в ВТО «выиграют» металлургические отрасли, химические и некоторые другие. Но если все же уточнить заданный вопрос, то нужно иметь в виду, что выиграют или проиграют не отрасли, а фирмы и предприятия. И в отраслях, в целом выигрывающих, будут проигравшие и выигравшие фирмы. Проиграют – менее производительные, выиграют – более производительные.
Вступление в ВТО дает дополнительные возможности более производительным российским предприятиям и усложняет жизнь менее производительным. И экспортным потенциалом также обладают наиболее производительные предприятия. К сожалению, расходы на лоббирование, как правило, тратятся наименее производительными – с тем, чтобы получить защиту от конкуренции. Именно они лоббировали невступление в ВТО. А вот за вступление в ВТО никто не ратовал.
6. Какие преимущества будут у российских производителей в связи со вступлением в ВТО?
Вопрос не совсем понятен. А какие преимущества у них есть сейчас? Возможно, вопрос должен быть сформулирован иначе: какие дополнительные возможности появятся у российских компаний после вступления в ВТО? Можно упомянуть возможности наказания иностранных производителей за демпинг. Если российский производитель сможет доказать, что иностранная компания продает товары на российском рынке по более низким ценам, чем на своем отечественном, то ВТО может разрешить ввести по отношению к этой компании более высокие импортные пошлины. В целом в год такая ситуация реализуется около 150 раз. Также – если можно доказать, что продаваемый на российском рынке импортный товар получил в своей стране экспортную субсидию, то и это будет основанием для введения против такого импорта более высоких пошлин.
7. Как отразится вступление в ВТО на отечественном автопроме и станут ли европейские автомобили дешевле и доступней? Какой график снижения пошлин на автомобильный импорт?
С присоединением к ВТО ставка ввозной пошлины на новые легковые автомобили вернется на уровень 25% и продержится на нем три года. Затем она упадет до 15%. Ожидать, однако, снижения цен на европейские автомобили не приходится – рынок не настолько конкурентен, и дилеры не снизят цены. Но со временем рост цен на автомобили будет не настолько быстр, как на другие товары, так что относительные цены скорректируются.
8. Стоит ли летом приобретать подержанную иномарку либо лучше подождать? Как скоро мы увидим выгоду от снижения пошлин?
В отношении импорта подержанных иномарок изменений не предвидится.
9. Что делать с «голландской болезнью» в России? Ведь по стоимости всего и вся мы приближаемся к Западной Европе. А производительность у нас значительно ниже. Если защищаться не пошлинами, то чем же?
Защита пошлинами неэффективных производителей – это обворовывание страны. Это не может продолжаться бесконечно. Надо снижать издержки и увеличивать производительность. И возможности каждого индивидуального предприятия в этом отношении огромны. И «голландская болезнь» здесь ни при чем. А вот когда есть защита пошлинами, то никаких стимулов повышать производительность у неэффективных предприятий нет – это очень хорошо подтверждается данными как по России, так и по другим странам мира.
10. Какая структура в органах власти после вступления России в ВТО будет защищать и отвечать за защиту интересов наших производителей в случаях, когда будут возникать споры по экономическим и юридическим вопросам с иностранными производителями?
Этим будет, скорее всего, заниматься Министерство экономического развития. Но пока я не знаю о том, создан ли там такой орган.
11. Как изменятся таможенные пошлины на ввозимую технику? В частности дорожно-строительную технику и самолеты?
На сайте Министерства экономического развития уже с января можно ознакомиться с полным протоколом вступления России в ВТО, где перечислены в том числе все модификации строительной техники и самолетов и соответствующие им тарифы.
12. Имеет ли Россия внутренние источники развития? Если представить, что нефть кончилась или спрос на нее на мировых рынках резко упал, как долго сможет просуществовать наша экономика?
Любая экономика имеет внутренние источники развития. Однако далеко не всегда этим источникам дают возможность развернуться. Высокие административные барьеры, монополизация отраслей, коррупция становятся преградой для реализации в экономке ее потенциала. Нефть, особенно в эпоху высоких цен на нее, к сожалению, способствует росту этих преград. Слишком много ресурсов экономики тратится на борьбу за нефтяной пирог, и те, кто получил кусок этого пирога, заинтересованы в том, чтобы правдами и неправдами защищать свое право на этот кусок. А желающих «откусить» от него – много. В итоге значительные ресурсы экономики тратятся на непроизводительную, неэффективную деятельность. Снижение цен на нефть в какой-то мере может стать благом для экономики. Отсутствие «нефтяной кормушки» вынудит многих заниматься производительной деятельностью. А государство, потеряв часть сырьевых доходов, станет гораздо меньше зависеть от нефти и наконец-то будет создавать хорошие условия для ведения не только сырьевого бизнеса.
13. Считаете ли вы, что основной мерой по защите интересов отечественного производителя при вступлении России в ВТО является корректировка финансовой системы страны?
Если под «корректировкой» имеется в виду развитие, то да. Но это только часть ответа. Развитая финансовая система – это лишь одна из составляющих бизнес-климата, который во многом определяет производительность и конкурентоспособность отечественных производителей. Не менее важны и другие составляющие: развитая инфраструктура (дороги, энергоснабжение), квалифицированная рабочая сила, беспристрастная судебная система, эффективная полиция, низкая коррупция.
14. Как отразится вступление в ВТО на российском IT-рынке?
На «белом» рынке отразится положительно. На «черном» – скорее отрицательно, но это будет зависеть от того, насколько российское государство будет стремиться к выполнению обязательств по защите прав интеллектуальной собственности.
На вопросы читателей Slon также ответили профессор Стэнфордской школы бизнеса Илья Стребулаев («Чему учат в бизнес-школе на Западе?»), ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев («Экономические задачи нового президентства») и профессор РЭШ Ирина Денисова («Экономика здоровья»). Профессор РЭШ Андрей Бремзен, прочитавший в Политехе лекцию «Как торговать человеческими почками», дал Slon интервью («Подвози – но бесплатно. То же с почками»). Профессор РЭШ Сергей Степанов, прочитавший лекцию «От Билла Браудера до Алексея Навального – история акционерного активизма в России», дал Slon интервью («В день публикации сообщения о компании в блоге Навального цена ее акций падала на 0,5-2%»).