Выдающийся философ Борис Гройс расскажет о становлении проекта Gesamtkunstwerk, или единого произведения искусства.

Единое (Gesamt) произведение искусства — утопия эпохи модерна, наиболее последовательно артикулированная в художественном мировоззрении Рихарда Вагнера, а также в проектах русского авангарда и соцреализма, — определяется снятием границ между созерцательной жизнью (vita contemplativa) зрителя и активной жизнью (vita activa) художника.

Характерный для классической эпохи эстетический режим — отношение знатока, утверждающего произведение искусства в качестве шедевра или же, наоборот, отвергающего его, и художника, связанного строго определенными канонами мастерства, — более невозможен. План единого произведения охватывает все социальные, политические и экономические аспекты человеческого сообщества, структурируя его в качестве неделимого, целостного эстетического образа, где художник оказывается творцом и критиком в одном лице, обладающим неограниченным творческим потенциалом и тотальной широтой взгляда.

В современную эпоху самым ярким примером Gesamtkunstwerk’a является интернет. Индивидуальный пользователь может созерцать Интернет, только оперируя в нем как эго-производитель. Впрочем, субъектом тотального произведения искусства может быть не индивидуальный человек, а только алгоритм.