19 марта в галерее «Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана» открылась выставка «Соединенные Штаты Сибири». На выставке представлена ироничная интерпретация российской действительности от главных сибирских художников последних лет: арт-группы «Синие носы», Дамира Муратова, Василия Слонова, Константина Еременко, Сергея Беспамятных и других. Привычные игры с визуальными штампами превращаются едва ли не в попытку психоанализа национального характера. Автор проекта, галерист, директор музея современного искусства PERMM Марат Гельман рассказал Slon о некоторых картинках с выставки. 
Дамир Муратов. «Соединенные Штаты Сибири» 

Заглавная работа выставки, «Соединенные Штаты Сибири» Дамира Муратова, – ироническая реплика на знаменитую работу иконы поп-арта Джаспера Джонса «Флаг». Она показывает, как художники иронизируют сами над собой и над идеей сибирской независимости, которой уже несколько сотен лет, но которую никто так и не попытался воплотить в жизнь.
«Синие носы». «Фотография к выставке»

В 1999 году, когда в Москву из Сибири приехали «Синие носы», мы еще не понимали, что это не просто художники, которые выбрали себе стратегию новых юродивых, а целая культура, отдельная, ни на что не похожая и очень ироничная. Раньше на повестке дня был вопрос, чем московское искусство отличается от провинциального. Сейчас само понятие «провинция» в искусстве исчезло. Сегодня модно спорить, чем ижевское искусство отличается от пермского, сибирское – от питерского и так далее. Фундаментальным отличием сибирского искусства от прочих оказались ирония и, что важнее, самоирония, которая вообще довольно редко встречается в мировой культуре.
Василий Слонов. Работы из серии «Welcome to Sochi» 

Выставка объединяет множество работ, посвященных поразительному несоответствию вещей, из которых складывается наша действительность. Она показывает, что мы живем одновременно в разных веках. С одной стороны, ходим в лаптях, с другой – разговариваем по мобильным телефонам. Приглашаем весь мир на сочинскую Олимпиаду и в то же время устраиваем охоту на геев. Работаем в офисах, оборудованных по последнему слову техники, а, выходя на улицу, проваливаемся в XIX век. Общаемся со своими друзьями, живущими на другом континенте, а за спиной у нас ходят ряженые казаки с нагайками. 

Это работы, посвященные безумию и контрастам нашей жизни, не только и не столько сибирской, сколько русской. Сибиряки, я хорошо это знаю, очень переживают московско-питерские разборки между традиционалистами и авангардистами, но переживают очень по-своему. Это ирония над собственной изолированностью от всех культурных центров и, как следствие, собственным «бескультурием». Оторванность и от страны, и от мира обыгрывается очень легко и точно. Есть целая серия работ, которые рассказывают о мечтах сибиряков – например, гастролях Deep Purple или Pink Floyd в городах, до которых они никогда не доедут. То, что для москвича или питерца – поднадоевшая реальность, будни, для сибиряка – несбыточная мечта. Для них Сочи – это почти экзотическая страна, а какой-нибудь Лондон – загадочный, притягательный мир. 

Сибиряк – это в каком-то смысле беспредельный человек, потому что москвича или питерца всегда можно было сослать в Сибирь, а сибиряка сослать просто некуда. И его ирония – явление, можно сказать, планетарного масштаба, потому что я не знаю в современной мировой культуре ничего сколько-нибудь похожего. Есть критическое искусство в Америке, есть сатира в Азии, а вот такой отчаянный стеб – это уникальное, чисто сибирское явление. 

Дамир Муратов. Из проекта «Если бы они родились в Сибири»

 

При том что я хорошо знаю всех художников, я обычно забывал, что Дамир Муратов, к примеру, из Омска, а Сергей Беспамятных – из Новосибирска. Я забывал о том, что все они сейчас живут в этих сибирских городах. И только теперь, делая эту выставку, вдруг сам для себя это обнаружил. Думаю, для многих это будет выставка-открытие, а само слово «открытие» станет маркой, брендом для всего сибирского искусства. 

Выставку «Соединенные Штаты Сибири» будет интересно посмотреть и неискушенному зрителю, и тем, чья жизнь непосредственно связана с искусством. Это тот редкий случай, когда на музейной площадке найдено нечто общее для всех – самоирония, которая является уникальным русским случаем, проявленным в Сибири больше и лучше, чем где бы то ни было еще.