В Сахаровском центре доктор исторических наук, профессор кафедры истории МГПУ Елена Галкина прочитала лекцию «Иран как суверенная демократия». Slon публикует первую часть сокращенной версии этой лекции. Продолжение здесь.
На сегодняшний день у Ирана существует два образа. Одна часть общества воспринимает Иран как замечательную страну, у которой нет никаких проблем, кроме зловредного влияния Запада. Другая же считает, что это ужасное тоталитарное государство, не соблюдающее права человека. Причем это мнение, преимущественно либералов, подтверждается достаточно большим количеством фактов. Но никто и не спорит, что Иран является тоталитарным государством.
На первый взгляд кажется, что после шахского режима, активно сотрудничавшего с Западом, продвигавшего либеральные ценности, эта страна скатилась в Средневековье и живет в нем уже на протяжении 30 лет. Но обратим внимание: Иран весьма успешно существует, несмотря на санкции, внешнее давление, которое с каждым годом только усиливается. Почему же, собственно, эта страна до сих пор существует, почему не происходит серьезных внутренних волнений, которые закончились бы сменой власти?
Не стоит считать Иран страной средневековой
В настоящее время в Иране проживает почти 70 миллионов человек, лишь 51% которых составляют персы, 24% – азербайджанцы. Затем идут курды, луры, арабы и так далее. При этом на фарси говорит лишь 58% населения. Эта сводка уже свидетельствует о том, что страна полиэтнична, и межэтнические проблемы должны играть огромную роль.
По национальной структуре Иран чем-то схож с Советским Союзом, где население, родным языком которого был русский, составляло примерно такой же процент. И перед Ираном, как и перед Советским Союзом в свое время, стояла и стоит проблема формирования гражданской нации – то есть объединения народов на каких-то принципах. Но важно то, что в Иране 98% населения составляют мусульмане. Причем шиитами являются около 90% граждан.
Не стоит считать Иран страной средневековой. Если посмотреть на развитие идеологии этой страны, то мы увидим, что светский национализм и национально-освободительное движение появляются в Иране в XIX веке. Естественно, эти идеологии заимствуются из стран Запада, где они разрабатывались с конца XVIII века. К концу XIX века слово «родина», заимствованное из арабского языка, раннее обозначавшее место происхождения человека, приобретает иное значение – большой родины, самой страны. К концу XIX – началу XX века Иран стал ареной влияния великих держав, и проникновение иностранного капитала, безусловно, отражалось на внутреннем положении страны. Совершенно естественно, что борьба против засилия иностранного капитала становится основой борьбы против шахской власти.
В то же самое время, когда в Российской империи происходили волнения, вылившиеся в итоге в Первую русскую и Февральскую революции, сходные процессы начались и в Иране. Результат этих волнений, как ни странно, был значительнее, чем в России 1905–1937 годов. В Иране в результате Иранской революции 1906 года созывается парламент, и 30 декабря 1906 года утверждается Конституция Ирана, которая действовала до 1979 года. И даже сейчас в современной идеологии Конституция является не противопоставлением прежней Конституции 1906 года, а ее продолжением.
При этом та Конституция была достаточно прогрессивной, она была написана на основе европейских конституций – Франции и Бельгии. Изначально в ней не было статьи, утверждающей приоритет какой-либо религии. Но шиитское духовенство было в Иране традиционно сильно, оно участвовало в революции, лоббировало свои интересы, вносило поправки. И в 1907 году в Конституции был утвержден официальный статус шиизма, а остальные религии были поражены в правах, в зависимости от исповедуемого культа. Основные религии были представлены в парламенте через квоты.
В Иране система выборов была демократичнее российской
Женщины получили право голосовать только в 1963 году, а вот всеобщее избирательное право в отношении мужчин было провозглашено именно в первой Конституции, однако было ограничено имущественным цензом, в принципе, достаточно большим. Ну и плюс голосовать имели право люди, достигшие 25-летнего возраста, которые не были военными и не имели криминального прошлого. Система выборов была сложной, так же, как и сейчас. Имелись также некие квоты на избираемых.
Если мы сравним, что было утверждено в Российской империи после 17 октября 1905 года, и то, что было утверждено в Иране в 1906 году, то с удивлением обнаружим, что в Иране система была демократичнее. Если вы помните, у нас были большие проблемы с представительством крестьян. И чем дальше от Манифеста 17 октября, тем больше эти проблемы и проявлялись. Бесстыжий избирательный закон, который подписал Николай II, обеспечивал 25 тысячам дворянских семей больше представительств в парламенте, чем, собственно, 25 миллионам семей крестьянских.
Шиитскому духовенству не удалось продвинуться дальше утверждения своих концепций. Уже тогда духовенство вынуждено было встроиться в светский национально-освободительный дискурс. При этом концепт национального присутствовал даже в названиях новых органов, которые утверждались после революции 1906 года: Национальный банк, Национальный парламент... И религиозные лидеры действовали в этом концепте. Они пытались, и, надо признать, у них это вышло, заслужить репутацию стойких патриотов, которые поддерживают парламент. Причем уже тогда консолидация общества в Иране происходила не только сверху, но и снизу.
Вы знаете, что у нас снизу организовывались советы, в Иране происходили похожие процессы. В ходе выборов в Тебризе в 1906 году возник первый комитет наблюдателей, который следил за объективным ходом голосования и подсчетом голосов. Интересно, что после выборов эти люди никуда не делись. Комитеты продолжили существование уже в качестве постоянных органов. И после первого роспуска парламента именно эти комитеты встали на его защиту уже с оружием в руках.
Ссора шаха с шиитским духовенством была окончательной и бесповоротной
В то же время у страны были огромные внешнеполитические проблемы, и шах, пытаясь сохранить свою власть, пошел на соглашение с Англией и Россией. В 1907 году Иран был разделен на территории британского и российского влияний, а в 1908 году осуществил разгон парламента.
И тогда народное движение смещается в Иранский Азербайджан, где в 1908–1909 годах происходит Тебризское восстание.
Интересно, что роль религиозного фактора была тогда сравнительно небольшой. Несмотря на то что восстание происходило в Иранском Азербайджане, этнонациональный момент не играл тогда никакой роли. Это была борьба за демократию, борьба за права обездоленных.
Далее, когда в России уже случилась Октябрьская революция, в Иране происходило подавление шахом народных движений с помощью британских сил. И по договору 9 августа 1919 года фактически финансы Ирана, его таможенные сборы реорганизуются в пользу Великобритании. Страна уже по своему статусу становится колонией. Это вызывает новую волну возмущения. Начинается восстание, появляется Реза-хан Пехлеви, в 1925 году он провозглашается новым шахом, став основателем династии Пехлеви.
Впоследствии со стороны этой династии происходят попытки утвердить национальное единство страны как светской и буржуазной. И эти попытки, надо сказать, на протяжении всего времени сопровождались грубым наступлением на национальные, религиозные традиции и вызвали, прежде всего, противодействие шиитского духовенства.
В 1935 году шах устанавливает форму одежды населения и запрещает традиционную одежду. В частности, он требует от мужчин носить широкополые шляпы по европейскому образцу, требует от женщин снять хиджабы. Женщина допускается до университетского образования. С одной стороны, это действительно прогрессивные моменты. Но дело в том, что население к этому морально не было готово. Тот же указ относительно широкополых шляп вызвал массу возмущений, поскольку в них неудобно делать земной поклон. Официальным языком был фарси, на других языках было запрещено преподавать в школе, запрещено издавать учебники, радиостанции не могли вести вещание на этих языках. А я напомню, что на фарси говорит всего лишь чуть больше половины населения. Интересы остальных были ущемлены.
В результате всего этого ссора шаха с шиитским духовенством была окончательной и бесповоротной. Зато династия такими действиями привлекла на свою сторону буржуазную интеллигенцию.
Идея строительства национального государства выглядела очень красиво с точки зрения встраиваемости в светский национализм Европы, но попытка не могла быть успешной на территории Ирана, страны с еще полуфеодальной структурой. И сами попытки жесткого насаждения этой идеологии не принесли ничего хорошего для династии Пехлеви.