Продюсер, сооснователь российской кинокомпании Enjoy Movies Георгий Малков прочитал в Московской школе кино лекцию «Основные принципы продюсирования кинопрокатного кино в России». Как успешно дебютировать в кино? Slon публикует краткую версию инструкции лектора. 

Не нужно полагаться на мэтров

Одним из первых этапов при работе над кинопроектом является выбор сценария. К сожалению, здесь очень сложно понять, что сработает, а что нет. Сценарий можно написать самому или позаимствовать, допустим, у какого-нибудь хорошего иностранного фильма, который остался незамеченным зрительской аудиторией.

Соответственно, располагая идеей, вам надо найти сценаристов. Совершенно точно не нужно полагаться на мэтров: лауреатов или номинантов «Ники», «Золотого орла». Лучше всего найти начинающих сценаристов, у которых есть талант, образование и небольшой опыт работы в кино. Но имейте в виду, никто не застрахован от ошибок: не всегда все получается так, как вы рассчитывали. Поэтому обязательно прописывайте в договоре со сценаристом, что в любой момент можете отстранить его от работы над проектом, пригласив другого человека (с условием, что имя предыдущего все равно будет упомянуто в титрах).

Актеры – это часть маркетинга

Даже если у вас есть неплохой сценарий, подписаны контракты с хорошими, но неизвестными актерами, будьте готовы, что ваше кино может провалиться в прокате. Обязательно нужны люди из «медийного поля», ведь актеры – это часть маркетинга. Как определить, кто сегодня востребован? Мы ориентируемся на телевидение. Так или иначе зрители, которые регулярно ходят в кино на наши фильмы, периодически смотрят канал ТНТ. Поэтому мы берем оттуда все самое актуальное, сотрудничаем со звездами этого канала, например с резидентами Comedy Club. Эти ребята не только в тренде: они знают, как шутить, ведь у юмора тоже есть своя мода.

Темы шуток в любое время приблизительно одинаковые, но вот техника подачи – разная.

Чтобы быть объективнее при выборе актеров, вам нужно обязательно ориентироваться на социальные сети, регулярно анализировать, кто сейчас популярен. Наша компания либо мониторит социальные сети, либо использует «Яндекс.Директ», где выдается количество запросов по человеку за последний месяц.

Попытка привлечь деньги – лучший способ понять, на правильном вы пути или нет

Хороший сценарий и звездный актерский состав – две главные составляющие для привлечения денег в ваш проект. На данном этапе можно уже разговаривать о сотрудничестве с кинопрокатчиками. Они, конечно, скажут, что их решение будет зависеть от самого кино, но по крайней мере вам будет понятно, заинтересованы ли они в вашем проекте. Попытка привлечь деньги – лучший способ понять, на правильном вы пути или нет. Можно снимать кино и на свои деньги. Но в этом случае вы будете постоянно находиться внутри процесса и не сможете объективно оценить, интересен ли проект кому-то еще – кроме вас.

Имейте в виду, что инвесторов нужно будет зацепить буквально двумя фразами о вашем проекте: они должны понимать, о чем и для кого кино. Характерный пример – фильм «Любовь-морковь», там муж и жена меняются телами. И все, больше ничего говорить уже нет нужды: всем все понятно.

Съемочная площадка для режиссера – то же, что у спортсмена дистанция

При работе над кинопроектом, безусловно, важной фигурой является режиссер. Необходимо, чтобы у вас с ним был прямой и доверительный диалог. Зачастую (особенно в российской киноиндустрии) люди стесняются снимать жанровое кино: случается, что человек подписывает договор о том, что будет снимать жанровое кино, а внутри сценария что-то подкручивает. И в итоге получается совсем не то, что вы ожидали. Именно поэтому вы должны быть уверены, что режиссер вас понимает и готов работать быстро, учитывая реалии происходящего.

Накануне каждого съемочного дня режиссер должен знать, что он будет делать. Есть очень большое количество режиссеров, которые считают, что являются творцами только на съемочной площадке. Это не так. Нормальный режиссер, для которого важен результат, заранее решает, как он будет снимать и с каких точек. Съемочная площадка для режиссера – это то же, что у спортсмена дистанция. Он уже не тренируется, не советуется с тренером, а просто бежит.

Еще до начала съемок режиссер при всех членах съемочной группы должен рассказать вам о своих идеях. Естественно, вам все равно нужно будет контролировать ситуацию. Не надейтесь, что в первые дни съемок все пройдет гладко. Но на пятый или шестой день уже можно будет объективно оценить качество работы режиссера: что он планировал делать и что делает на самом деле.

Если говорить о том, кто может быть режиссером, то, конечно, и здесь это не должен быть мэтр. Правда, с начинающими режиссерами тоже немало проблем. Многие из них страдают синдромом дебютанта: в первом фильме хочется сказать все, что накоплено. Лучше всего найти режиссера, который имеет уже какой-то опыт, пусть даже неудачный. Главное, чтобы он стремился исправить свои ошибки.

Чтобы ваш исполнительный продюсер не воровал, надо дать ему финансовую мотивацию

К сожалению, в российской киноиндустрии исполнительный продюсер, который не ворует, – это очень редкое явление. Причем все это знают и ничего не предпринимают. Если вы не хотите, чтобы ваш исполнительный продюсер воровал, ваша задача – дать ему финансовую мотивацию. Чаще всего, увы, исполнительные продюсеры получают банальные откаты. Скажите ему, что от разумно сэкономленного бюджета (декорации или костюмы из магазина можно взять бесплатно, например), он получит вознаграждение, но честное и прозрачное. На мой взгляд, эта схема рабочая. К тому же, это саморегулируемая система: исполнительный продюсер не сможет начать экономить на всем, чтобы больше положить себе в карман, поскольку планы ему придется согласовывать с режиссером или с вами.

Конечно, если это ваш первый кинопроект, и дальше вы ничего пока снимать не собираетесь, в идеале вы сами должны быть исполнительным продюсером. По крайней мере, тем самым вы избавите себя от лишних сомнений и волнений. Но не буду врать, самому быть исполнительным продюсером очень сложно.

Ориентироваться на человека, у которого есть промежуток свободного времени

Бюджет маркетинга бывает либо сопоставимым с бюджетом производства, либо выше. Опять же, речь идет о кино, у которого есть потенциал. Если у него нет потенциала, то не надо выкидывать деньги на маркетинг – ничего не получится. Понять, нужно ли вам тратиться, поможет кинопрокатчик: в идеале вы должны у него получить деньги на маркетинг. Если на раскрутку вашего кино кинопрокатчик денег дать не готов, то это первый сигнал о том, что, возможно, ваше кино не имеет прокатного потенциала. Но, безусловно, один прокатчик может быть необъективным. Вот если вы встретитесь с пятью, и не один не согласится дать денег, значит, вам маркетинг популярности не добавит, а принесет только лишние убытки.

Все то, что считается функцией маркетинга, начинается на стадии производства кино, а не позже, когда фильм уже снят. Постеры и трейлеры – два основных ключа к сердцу зрителя. Поэтому они должны быть идеальными. Всегда помните, что у зрителя, помимо субботнего похода в кино, есть и другие варианты, как потратить эти 300 рублей. Он может сходить в кафе, купить майку на распродаже или что-то еще.

То есть мы коммуницируем не со зрителем, а с человеком, у которого есть промежуток свободного времени.

Для этого человека кино очень часто не является приоритетом, и поэтому нужно найти массу доводов, чтобы уговорить его посмотреть ваш фильм.

Основная задача маркетинга – чтобы ваше кино обязательно находилось в информационном поле. В любом – позитивном, негативном. Критика – это тоже повод сходить и посмотреть своими глазами. Поверьте, когда мы на «Кинопоиске» видим сотни плохих комментариев на наш фильм, мы радуемся. Гораздо хуже, когда отзывов вообще нет: вышел трейлер – его посмотрели три тысячи пользователей, но написали только один комментарий.

Самое эффективное в данном случае – это посмотреть, какие российские фильмы выходили в прокат за последние три года, проанализировать их маркетинг, а также все, что было о них написано критиками и зрителями. Вы будете знать, как действовать. В России часто пытаются повторить успех уже вышедших фильмов.

Но дело в том, что, скажем, «Обитаемый остров» или «Дозоры» были популярны не только потому, что это неплохие фильмы, но и потому что за ними стояли «Первый канал» и СТС.

Подводя итог, мне бы хотелось сказать две вещи. Как бы парадоксально это ни звучало, являясь продюсером, вы должны знать тему лучше, чем любой другой человек, работающий на вашем проекте. Вы должны быть в курсе всех нюансов.

Неправда, что у вашего кино, скорее всего, нет перспектив. В СМИ регулярно пишут о том, что российская доля в кинотеатрах постоянно падает. Тем не менее, я считаю, что кино, если оно грамотно снято, все равно имеет шансы стать успешным. Это может быть довольно дешевая (с точки зрения бюджета) комедия или мелодрама. Главное, чтобы сюжет был понятен и актуален. Поэтому важно угадать, что волнует людей в нашей стране сегодня и на какой фильм они точно пойдут.