В июле Анастасия Шевелева, культуролог, специалист по гендерным исследованиям и квир-теории, выступила в «Читалкафе» с лекицей «Феминизм: история и теории». Почему феминизм в России противопоставляется семейным ценностям? О чем на самом деле говорит феминизм и чьи права он защищает? Slon приводит сокращенный вариант лекции.

Феминизм – это довольно сложное философское направление, внутри него масса течений и ответвлений. Главная идея – все люди равноценны и имеют равные права. Сейчас многие судят о феминизме по медиа, в поле зрения которых попадают отнюдь не просветительские, а провокационные акции. Это бросающаяся в глаза картинка, и мы видим ее одну, не учитываем бэкграунда. Суждение о феминизме только по деятельности Pussy Riot, Femen, Guerrilla girls равнозначно суждению о гомосексуальном движении исключительно по гей-прайдам. В действительности под такими акциями – огромный блок теории, но мы просто не знаем о ней.

Кроме того, в российском пространстве феминизм встречает неприятие на уровне самой культуры: она патриархальна.

А патриархат – это система неравенства, предполагающая превосходство одной группы населения над другой по половому признаку, мужчина в ее рамках – существо привилегированное.


Система самовоспроизводится через все, что нас окружает: какие-то разговоры, слова, анекдоты и бытовую мудрость, кино, рекламу. Абсолютно все, что мы видим в процессе нашего взросления. Мы впитываем эти представления, они становятся привычными, и именно поэтому, когда появляется течение, им противоречащее, оно вызывает отторжение. Возникает своего рода ксенофобия, которая распространяется и способствует тому, что при слове «феминизм» в голове возникает набор штампов.

Другой причиной возникновения «черной легенды» является концепция прав и обязанностей. Люди думают, что если какое-то право добыто, то оно сразу превращается в обязанность, и как только феминистки, например, добудут для женщин право работать на тяжелом производстве, все женщины будут обязаны трудиться на химзаводах. Это не так, потому что наше право всегда выше наших возможностей. О чем говорит феминизм: давайте предоставим всем равные права, а потом дадим возможности реализовывать те их них, которые человек захочет реализовать.

Первая волна и ее истоки 

Одной из предшественниц феминизма как течения была Эбигейл Смит Адамс, супруга президента США Джона Адамса. В 1776 году Адамс написала обращение к президенту и конгрессу, в котором призвала дать женщинам равные с мужчинами права: позволить голосовать и владеть имуществом. «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали», – заявила первая леди США.

Следует упомянуть также Олимпию де Гуж, которая в 1791 пишет Декларацию прав женщины и гражданки – по тому же принципу, по которому была написана Декларация прав человека и гражданина во время Великой французской революции.
Итак, вопросы, волновавшие женщин до первой волны феминизма: имущество и право голоса. Эти же идеи перешли в движение суфражисток, начало которого датируется серединой XIX века. Слово происходит от французского «суфраж», право на голосование. Помимо собственно вопроса избирательного права суфражистки поднимали и другие темы, как-то: равноправие в браке, возможность подать на развод, выбирать профессию и образование.

Суфражистка Эммелин Панкхёрст основала общество по борьбе за равные права. И она, и ее муж призывали к радикализации протеста. В 1903 году Панкхёрст создает женский политический союз, который начинает умеренно сопротивляться, – они проводят митинги, пикеты, сидячие забастовки. Власти бросают активистов в тюрьму, где те устраивают голодовки, а их кормят насильно. Вот вам яркий пример того, как противодействие протесту усиливает его. Суфражистки начинают бросать камни в правительственные здания, поджигают буфет в палате, швыряют топорики в кареты членов конгресса, по сути превращаются в настоящих террористок. В итоге движение достигает своих целей: женщины получают право голоса.

Вторая волна и Вторая мировая война

Вторая мировая война меняет многое, в том числе и гендерную диспозицию: мужчины уходят на войну, женщины остаются в тылу и оказываются вынуждены выполнять мужскую работу. Кроме того, война вызывает сильные демографические смещения. Многие люди из маленьких городов переезжают в большие и решают там остаться.

Если говорить о феминизме и о том, как война повлияла на него, то стоит вспомнить имя Симоны де Бовуар, французского мыслителя, философа и писателя, автора книги «Второй пол». Симона де Бовуар формулирует идею, легшую в основу современного феминизма: женщина – это не врожденное эссенциальное существо. Она присутствует в мире в таком виде за счет воспитания, взросления в нормативном обществе. Культура, пишет де Бовуар, построена мужчинами.

Мужчина культурой воспринимается как норма, женщина как отклонение. Позволительное, но все же отклонение. Отношение к женщине строится по этому шаблону ненормальности.


Бовуар доказывает, что это исключительно культурный конструкт. Крылатой стала ее фраза: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Книга производит совершеннейший фурор. В 1949 года она выходит во Франции, в 1953-м ее уже переводят в Америке. В дальнейшем феминизм второй волны делится на американский и французский. Американский ориентирован на социальные проблемы, французский тяготеет к философии и концентрируется на культуре, идеологии, на формировании образа женщины в языке. Эти направления развиваются параллельно, иногда пересекаясь, а затем французское влияние приходит в Америку, породив третью волну феминизма.

Американский феминизм делится на либеральный и радикальный. Движение за права женщин – умеренное, его представители требуют изменения порядка через законодательные сферы, через суды, через лоббирование интересов в органах власти. Их деятельность строится вокруг существования комиссии за права женщин, которая возникает в 1961 году, после победы Джона Кеннеди на выборах. Дело в том, что предвыборная кампания Кеннеди во многом строилась на заигрывании с женским электоратом. Когда он победил, нужно было сделать что-то, чтобы оправдать ожидания голосовавших за него женщин, поэтому и основывается комиссия, существующая до сих пор.

В Америке 1950-х годов возникает и становится популярной «пригородная мечта»: идеальная американская семья – это муж, жена, двое или трое детей. Всегда нарядно одетая жена занимается домом и воспитанием потомства. В 1963 году выходит книга Бетти Фридан «Загадка женственности» о том, как в реальности работает эта мечта в американском обществе и к чему приводит.

Несмотря на свое безоблачное, как может показаться, существование, все эти женщины пребывают в тяжелой депрессии и страдают от нервных расстройств. Почему?


Бетти Фридман предполагает, что, загоняя себя в рамки этой нормативной модели, женщины отказываются от всего, что могло бы служить средством их самореализации: от образования, карьеры. Они фокусируются на семье, на муже, а этого не всем и всегда достаточно.

Движение за права женщин актуализировало гражданское самосознание, распространяя информацию о дискриминации в трудовой сфере. В 1960-х годах организацией по защите прав проводится опрос среди работающих женщин, результаты которого удивили многих: оказалось, женщины не считали дискриминацию в трудовом плане собственно дискриминацией. Меньшая зарплата за аналогичный труд воспринималась как норма. К середине 1970-х, благодаря агитации феминистского движения, многие компании вынуждены были судиться и оплачивать огромное количество исков от женщин, осознавших, что их дискриминируют.

В Америке 1960-х набирает силу также и женское освободительное движение. Его представительницы считают, что проблемы лежат не только в правовой сфере, но и в сфере самосознания. Женщины должны были научиться воспринимать себя иначе.

Книга Кейт Миллет «Политика пола» выходит в 1970 году. Это эссе переопределяет отношение к политике и выносит на всеобщее обозрение то, что раньше считалось неприличным.

В патриархатной норме существует разделение на публичное и приватное. Публичное связывается с мужским – это политические функции и борьба за права. В то же время на долю женщины остается приватная часть существующей культуры: семья, дом, сексуальные практики.


В общем, те вещи, которые не должны были демонстрироваться обществу. Так же, как и все женское не могло выноситься наружу. Миллет утверждает, что приватное на самом деле – тоже политическое. Она говорит о том, что, например, если ваш муж вас бьет или дети получают недостаточно образования, это тоже политика. Ведь суть политики заключается в том, что один класс господствует, а другой подчиняется. Все эти проблемы требуют вынесения в публичный дискурс. Эта идея стала крайне важной в феминистской теории и является таковой до сих пор. 

СПИД и нефтяной кризис

В 1980-х к власти приходит Республиканская партия, которая пытается закрутить гайки: оживает риторика американских ценностей, которым якобы угрожает феминизм. Духовные скрепы Америки трещат по швам! В Америку приходит СПИД, и это резко переопределяет представления о нормальном безопасном поведении. Если в 1960–1970-е представления о сексуальной свободе были широко распространены, и даже гомосексуализм воспринимался терпимо, то к 1980 году все это резко сходит на нет. Первым делом уходит терпимость по отношению к гомосексуальным отношениям, а затем, когда становится понятно, что гомосексуалы – не единственная таргет-аудитория СПИДа, паранойя распространяется и дальше. Все идеи о женской раскрепощенности начинают сворачиваться, на первое место приходит представление об идеальной семье, моногамной гетеросексуальной паре.

С другой стороны, в 1980-е в Америке случается нефтяной кризис, и картинка семьи, где муж работает, а жена сидит дома, теряет актуальность. Жить становится слишком дорого, и женщина больше не может не работать. Но при этом ее семейные обязанности никуда не деваются. И тогда возникает новая и последняя концепция второй волны феминизма: система аффирмативных действий и переход к социальному феминизму. Главная идея в том, что феминизм должен бороться не только за права и возможности, но и заботиться о людях. Возникает концепция «позитивной дискриминации». Это выделение некоторой группы людей (например, афроамериканцев или женщин) и предоставление им гарантированных привилегий относительно других людей. Феминизм второй волны создает некую обобщенную идею женщины. Предполагается, что все женщины – это группа с общими интересами, в которые входит борьба с патриархатным угнетением, достижение равенства прав и возможностей, достижение культурной самостоятельности, защита себя от насилия.

Третья волна и феминизм различий

С 1990 года стартует феминизм третьей волны, осмысливающий понятие «женщина». Французские течения приходят в Америку, что дает толчок для философского переосмысления движения. Французы несут глубинную философию, которая концентрируется на существовании женщины в языковой сфере, а не социальной, на ее идеологической трактовке.

Феминизм второй волны создает некую обобщенную идею женщины. Предполагается, что все женщины – это группа с общими интересами, в которые входит борьба с патриархатным угнетением, достижение равенства прав и возможностей, достижение культурной самостоятельности, защита себя от насилия.

Но возникает движение афроамериканских женщин, как правило, из гетто в больших городах. Они утверждают, что у них иной опыт, а прежний феминизм решал проблемы только белых женщин среднего класса и совершенно не отвечал запросам других слоев населения.

Большое количество дебатов приводит к переходу от феминизма равенства к феминизму различий. Собственно этот феминизм различий и есть третья волна или как его еще называют постфеминизм. В основе этого представления лежит идея о том, что хоть и все женщины равны в правах, их опыт разнится, и все правозащитные практики для достижения равенства должны быть построены с учетом этих различий. Мы не можем навязывать одну норму всем. Поэтому существует различные группы феминизмов: экофеминизм, анархо-феминизм, афроамериканский феминизм и другие варианты.

Ключевые темы феминистской повестки дня на данный момент:

вопрос контроля женщин над собственным телом (представления о красоте и о том, как должна выглядеть женщина); контроль женщины над своей продуктивной способностью (за право делать аборт); проблема насилия и в первую очередь изнасилования.

Как феминизм защищает права мужчин?

Патриархатная система навязывает правила поведения не только женщинам, но и мужчинам. Любая попытка отойти от этих норм стигматизируется.

Возьмем самую вопиющую ситуацию: отношение к домашнему насилию в отношении мужчин, когда жертве просто стыдно заявить об этом в полицию. Причиной тому – представления о том, что мальчики не плачут, о том, что мужчина должен быть суровым и брутальным и так далее. Такие представления о том, что мужчина обладает неким набором качеств, которые неотъемлемы от его мужской сущности, просочились и в законодательную систему. И единственное право мужчин – эти качества реализовывать.

Таким образом, феминизм – это представление о том, что все люди равны в правах и необходимо стремиться к тому, чтобы их возможности сравнялись с их правами.