В конце августа в институте «Стрелка» прошла конференция «Дни финского дизайна». Руководители ведущих компаний из Финляндии обсудили, как трансформируется рабочее пространство и в каком направлении правильнее двигаться дизайнерам. На смену иерархии приходит интеграция, вместо статики  вечное становление. Slon приводит сокращенную версию беседы.

Питер Гриффит, глава промышленного дизайна мобильных телефонов Nokia

Nokia – компания международная, но очень финская по духу. Алвар Аалто (архитектор и дизайнер) говорил, что задача дизайна – мягко структурировать жизнь, и этот принцип стал для наших дизайнеров аксиомой. Когда мы разрабатываем какое-либо устройство, то стараемся понять материал, его качество, особенности. В текущей линейке наших устройств мы хотели бы показать силу идеи Аалто, поэтому широко ее используем. Нам необходимо выразить суть, характер бренда, в том числе визуально. У нас нет книги с инструкцией, как заниматься дизайном, использовать тот или иной материал, но есть принципы, которые мы стремимся донести до покупателя через нашу работу.

Один из них – чистота. Мы стараемся не загромождать продукцию визуальными деталями. Наш телефон состоит из двух частей: монокорпуса и стекла, все сведено к самым простым элементам. Это был серьезный шаг, но в итоге получился более чистый продукт. Фотограф Майкл Фриман говорил, что если ограничивать среду, можно увеличить шансы получения точного снимка. Если упростить инструментарий, у вас выйдет хороший конечный продукт. Мы вернули чистые цвета, сократили количество расцветок нашего устройства. Еще один наш принцип – строить лучше. Мы изучили, как собирается телефон на конвейере, как соединяются детали, и это привело нас к мысли о необходимости сокращения их количества. Следующее – экспериментальный подход к созданию продукта. В одном из наших продуктов мы использовали в монокорпусе алюминий, он дает красивую и гладкую поверхность, но чтобы добиться такого эффекта, нужно пропустить алюминий через ряд технологических процессов. При помощи этого материала телефон можно делать тоньше и прочнее. Принцип передовой технологии. При фотографировании мы используем технологии стабилизации оптического изображения, то есть камера компенсирует даже минимальное дрожание руки. Также заряжать наше устройство можно, просто положив его на зарядную панель или на звуковую колонку, и при этом передача данных не прерывается.

Один из примеров нашей исследовательской деятельности – видоискатель камеры используется как экран, на котором представлены разные данные (расположение магазинов, ресторанов). Тем самым наши устройства становятся интерфейсом между человеком и миром. Можно сделать стоп-кадр и сохранить данные. Получается, что у вас в руках не просто маленький экран, а весь мир.

Вели-Матти Саво, вице-президент компании Martela

Новый подход к работе – это серьезные перемены в области управления, пространства, инструментов, правил. Я расскажу об офисе, организованном по принципу разделения видов деятельности.

В 1920-х годах работа в учреждениях была организована жестко, все держалось под контролем. В 1940-х управленцы хотели показать, кто главный, и отгородили себе личные кабинеты. В 1960-х ландшафт изменился, стали проявляться новые способы обозначения иерархии. В 1970–1980-х годах снова пошла мода на отдельные помещения, теперь уже с компьютерами. В 2000-х появились мобильные технологии, и офис переместился в карман человека.

И, наконец, сегодня мы наблюдаем новую революцию: офисное пространство дифференцируется в зависимости от видов деятельности.

Люди работают сегодня везде, не всегда с 9:00 до 17:00 и в офисном помещении. Работа стала измеряться не проведенным в офисе временем, а результатом. Роль офисного пространства велика, его организация демонстрирует ценности, которых придерживается компания. Кроме того, это один из важных критериев выбора вакансии, благодаря которому люди принимают решение, о том, хотят они работать здесь или нет. Поэтому за последние несколько лет мы разработали новую концепцию: концепцию вдохновляющего пространства.

Главный принцип состоит в экономии усилий. В одной компании мы исследовали, как организован рабочий день, провели опрос сотрудников, узнали, сколько времени они проводят в офисе, оказалось, что 75%. Проанализировали, как долго они находятся непосредственно на рабочем месте, каковы доли взаимодействия друг с другом и пребывания в одиночестве. И получилось, что в офисе есть пространства, которыми не пользуются! Наша концепция помогает улучшить эффективность работы.

Мы подробно изучали различные типы сотрудников. Первый – сотрудники ключевые. Они проводят большую часть времени в офисе, на своем рабочем месте. К ним относятся, например, бухгалтеры. Второй тип – коннекторы. Они соединяют компанию изнутри, сотрудничая с другими отделами в организации. Это, к примеру, менеджеры по производству. Их рабочее место должно быть таким, чтобы была возможность организовать мозговой штурм, собрать людей. Третий тип – коллекторы, они занимаются тем, что собирают важную информацию, к таковым можно отнести сотрудников отдела продаж. Им необходимо такое место работы, чтобы, с одной стороны, возможным было общение, интерактивная коммуникация, а с другой – концентрация. Четвертый тип – навигаторы. Они много работают вне офиса. Я, например, часто работал в международных компаниях, путешествовал, развивал бизнес. Был типичным навигатором! Мне было приятно, что кто-то осознал, что мое рабочее место должно давать мне ощущение сопричастности к компании, ведь я не просто сторонний посетитель, хотя и нечасто прихожу туда.

Также офис разделяется на зоны. Публичная – открыта для всех, предназначена в основном для клиентов компании. Полупубличная – для командной работы, может использоваться для представительских целей. Это комнаты для заседаний, собраний. И, наконец, закрытая зона – только для сотрудников. Здесь могут быть свои правила, например, какая-то часть – для концентрации, другая – для телефонных звонков. При реализации проекта необходимо четкое определение всех понятий, формулирование потребностей.

Сегодня офис не такое статичное заведение, как 20 лет назад, напротив, он динамичен и должен быть приспособлен к постоянным трансформациям.

Керту Туомас, HR-директор компании KONE

Компания KONE насчитывает около 42 тысяч сотрудников в 80 странах от Европы до Южной Америки, и более половины работает на местах, обслуживая наши лифты и эскалаторы.

В офисах приходится делать скучные вещи: людям надо начислять зарплату, создавать чертежи, разрабатывать проекты установки новых эскалаторов и так далее, и разные виды работ требуют разной организации офисного пространства. Учитывая все это, надо задумываться о дизайне офисных пространств и о том, как он влияет на мотивацию. Основные движущие механизмы нашего бизнеса – урбанизация, демографические изменения, проблемы безопасности. Мы планируем деятельность на три года вперед.

У нас три основных направления работы. Первое из них – развитие лидерства, мы посвятили ему последние 10 лет нашей работы. Сотрудник должен быть вовлечен в жизнь компании, понимать, что его мнение важно. Второе направление – возможность роста. Каждый может развиваться, учиться, повышать квалификацию. Третье направление – самочувствие людей. Физическое здоровье, отсутствие избыточного веса, поддержание активности. Далее – психологическое состояние: как сотрудники справляются с рабочей нагрузкой, с обстановкой в коллективе, а также социальное взаимодействие людей и создание рабочей среды, где им было бы комфортно. Все это взаимосвязано.

В производственном секторе находится 9% наших сотрудников. Здесь поднимаются такие вопросы, как уровень шума, освещенность, запыленность, температура. Если в цеху жарко или плохое освещение, то, по статистике, там будет больше несчастных случаев. Работа в офисе довольно монотонна, поэтому необходимо организовать рабочее место так, чтобы эта монотонность минимально отражалась на здоровье человека. Важна акустика, освещенность, удобство мебели.

Сегодня многие виды работ делаются группами, для чего нужны специальные места, где им будет удобно общаться, не мешая другим. Поэтому необходимо разделить площади для совместной работы и те, где человека ничто не будет отвлекать от его занятий.

Разрабатывая наши лифты, мы думаем о безопасности, функциональности, необходимо, чтобы вещь соответствовала своему назначению. Среда в лифте должна быть приятной и гармонировать с атмосферой здания в целом.


Им должно быть легко и удобно пользоваться.

У нас много офисов, и в них единые правила дизайна. Если вы придете в офис в Индии, в США, в России, то сразу узнаете наш бренд. Но как бы он ни был прекрасен, если культурная атмосфера в компании нехороша, дизайну не под силу это не исправить. Поэтому мы прикладываем усилия к развитию культуры, в которой людям будет нравиться работать.

Пенти Кареойя, профессор университета Аалто

Чтобы понять, как трансформируется рабочее пространство, нужно посмотреть, как меняется процесс работы. Иногда начинаешь спрашивать себя, а каким будет результат сегодняшнего труда? Мы уже говорили об офисах, структурированных по видам деятельности. Но существует множество концепций. Конечно, нам нужен какой-то уровень прайвеси в нашей жизни, особенно на работе, хотя некоторые полагают, что рабочий процесс – это только когда люди собираются вместе, общаются. Но уединение тоже необходимо, как мы понимаем, поэтому нужно комбинировать сотрудничество и одиночество. Что касается офисов, то мы перешли от более жестких систем к более мягким. Иерархия исчезает, очевидно, нормой для будущего станет интеграция, стандартизация уступит место индивидуальному подходу, жестко заданные необходимые требования сменятся более эмоциональным подходом. Изучение пространства рабочей среды поможет нам в этих изменениях. 

Мир стал сложнее, и схема токийского метро хорошо иллюстрирует это. 

Кроме того, в абстрактном смысле она говорит нам о системе нетворкинга, о сетях, в которых мы постоянно работаем. Наша работа зависит от коммуникаций, и мы вынуждены искать пути взаимодействия с разными людьми.
Чтобы лучше понять вопрос, любопытно посмотреть, в каких условиях творческие люди работали раньше. 

Например, скульптор Александр Колдер предпочитал окружать себя беспорядком, а у писателя Теренса Уайта во время работы не было ничего, кроме пишущей машинки, стола и стула.

Изучая разные рабочие условия, я обнаружил, что в Барселоне есть офисное пространство, которое можно арендовать, и вы будете чувствовать себя там абсолютно как дома.

Хочу рассказать о некоторых примерах необычного рабочего пространства с интересным дизайном: два объекта, один финский, другой японский. 

Библиотека «Кайса» в Хельсинки. В нее любой может зайти и заниматься там. В архитектурном смысле – это шедевр, с одной стороны, здание создает чувство общности, а с другой – дает возможность для уединенного обучения.

Институт технологии в префектуре Канагава, Япония. Колонны в нем расположены случайным образом. Задача была в том, чтобы вокруг них создать пространство для работы. Архитектурный подход основан на том, что само помещение построено очень легким и разделение между внешним и внутренним пространством минимально.