Новости Календарь

Не те, кем кажутся

Когда небольшие компании превращаются в корпорации, они зачастую объединяют сразу много направлений. Поэтому нередко случается, что компания прославилась одними продуктами и услугами, но уже давно занимается другими. Все думают, что Philips делает утюги, а IBM — это компьютеры, но не тут-то было.

Philips — телевизоры или медицинское оборудование?

Международная компания Royal Philips Electronics известна в России в основном как производитель бытовой техники. Все знают утюги этой марки или телевизоры с подсветкой ambilight, меняющей цвет в зависимости от изображения на экране. Philips — обладатель около 60 000 патентов на изобретения в области бытовой электроники. Например, Philips выпустил первые электробритвы, а на волне научно-технического прогресса 40-х годов отдел исследований компании изобрел вращающиеся головки, которые привели к появлению электробритвы Philishave. Даже компактная аудиокассета — изобретение Philips. При этом бытовая электроника — не главное, чем занимается компания.


Два других направления работы Philips — выпуск медицинского оборудования и освещение, и результаты этой деятельности не менее впечатляющи. Уже 115 лет назад компания заключила контракт с императорским двором на освещение Зимнего дворца с помощью 50 000 угольных ламп. Сегодня световые решения Philips освещают Эйфелеву башню, колесо обозрения London Eye, Рейхстаг или, например, медиафасады на Новом Арбате. Что же касается медицинского направления, то Philips является одним из лидеров на этом рынке и выпускает оборудование для диагностики рака и болезней сердца, которые есть и во многих российских больницах.

CAT — тракторы или ботинки?

Все знают, как выглядят неубиваемые американские ботинки CAT. Но мало кому известно, что производящая их корпорация Caterpillar на самом деле является мировым лидером по производству строительного и горного оборудования, дизельных двигателей и промышленных газовых турбин. Основанная в 1925 году, компания стремительно росла, продавая тракторы и оборудование для шахт более чем в 150 странах мира, среди которых царская Россия и позднее Советский Союз. Полвека спустя гусеничная империя, объединившая сотни тысяч рабочих на всех континентах, начала выпуск рабочей обуви. Так родился бренд Caterpillar Footwear Co.


Тяжелые ботинки на мощной подошве с защитными стальными носами внешне напоминали своих гусеничных родителей. Эволюция марки CAT началась в 1994 году, когда Caterpillar Footwear вошла в состав корпорации Wolverine World Wide, занимающейся производством туристической, спортивной и повседневной обуви. Высокий спрос на рожденные на строительной площадке долговечные ботинки CAT закрепил имидж компании как производителя обуви.

Virgin — звукозапись или космический туризм?

Когда основатель Virgin — самого неформального конгломерата компаний в мире — Ричард Брэнсон окончил учебу в школе, директор напутствовал его словами: «Поздравляю, Ричард! Я думаю, что либо ты отправишься в тюрьму, либо станешь миллионером». Сегодня мультибренд Virgin, начинавшийся когда-то с рассылки музыкальных пластинок по почте и ставший известным благодаря успеху студии звукозаписи, объединяет под одной крышей множество дочерних компаний.


Это не только сеть музыкальных магазинов и студия звукозаписи, как думают многие, но и фитнес-центры, авиакомпании, издательство, одежда для новобрачных, производство напитков, компьютерные игры, финансовые услуги, радиостанция, скоростные поезда и множество других продуктов и услуг. На вопрос «Есть ли пределы расширения бренда Virgin?» Брэнсон отвечает, что до тех пор, пока риску не подвергается целостность бренда, он растяжим до бесконечности. Сегодня мысли эпатажного миллиардера и, соответственно, основной капитал Virgin направлены на построение новой компании, Virgin Galactic, которая совсем скоро отправит в космос туристов за умеренную плату.

IBM — компьютеры или консалтинг?

Компания IBM зарабатывает вовсе не на продаже компьютеров, как мы привыкли думать, а на консалтинге. Название компании IMB расшифровывается как International Business Machines. На протяжении века «Голубой гигант» занимался производством счетных машин, компьютеров и программного обеспечения. Одно за другим изобретения IBM удивляли и покоряли мир. Начиная с первого американского компьютера Mark I, размером с комнату, и заканчивая языком программирования Fortran и винчестером. Пять нобелевских лауреатов по физике получили свои премии за открытия, сделанные в стенах IBM. Однако в девяностых компания-первопроходец на рынке компьютеров стала терять свои позиции.


Падение продаж основного прибыльного продукта и неудачи на рынке сетевых технологий стали причиной самого большого корпоративного убытка за всю историю США. В 1992 году IBM потеряла 8,1 млрд долларов. Чтобы поправить дела компании, президент IMB Луис Гестнер решил сфокусироваться на оказании консалтинговых услуг и разработке программного обеспечения. В 2002 году IBM приобрела консалтинговую фирму PricewaterhouseCoopers, а заодно продала свое подразделение по производству жестких дисков Hitachi.

Canon — фотоаппараты или оргтехника?

Вы думаете, что Canon  это фотоаппараты и видеокамеры? Да, но только на 20,4% от общего объема продаж. Основную прибыль (67,3%) компания получает от реализации принтеров, копировальных аппаратов и компьютерной периферии. История Canon началась в 1933 году, когда парочка молодых токийских инженеров, Горо Йошида и Сабуро Учида, приступила к созданию фотокамеры, не уступающей лучшим мировым образцам. Для этого инженеры разобрали по винтикам немецкие модели, имевшиеся в то время на японском рынке, внимательно изучили и улучшили их. Так родилась гордость японской фототехники — камера, названная в честь буддистской богини милосердия Kwanon, позднее переименованная в более лаконичное Canon.


Тридцать лет спустя, борясь с конкурентами, руководство компании решило создать новый продукт, который позволил бы одновременно производить оборудование для передачи изображения и материал для этой передачи, то есть копировальный аппарат. Так появились копиры Canon, созданные в обход патентов Xerox на основе оригинальной электрографической системы, работающие на обычной бумаге вместо фотопленки.

Yamaha — мотоциклы или рояли?

Yamaha выпускает первоклассные музыкальные инструменты: клавишные, ударные, духовые, гитары, синтезаторы, тон-генераторы и сэмплеры, так любимые ценителями классической и электронной музыки. Но зарабатывает гораздо больше на производстве гоночных и спортивных мотоциклов. Как это получилось? Корпорация, первоначально называвшаяся Nippon Gakki Co., Ltd., была основана в Японии в 1887 году и начала свою деятельность с производства язычковых органов. За органами последовали фортепьяно, губные гармоники и другие инструменты. А в 1921 году японское правительство решило использовать опыт в деревообработке, коим славилась Yamaha, для создания авиационных пропеллеров.


Десятилетие спустя компания перепрофилировалась на выпуск металлических пропеллеров, а разработанную технологию металлообработки применила для отливки рам для роялей и производство духовых инструментов. Та же технология позднее позволила запустить в производство первый мотоцикл Yamaha YA-1. Мотоциклы и мотороллеры «Ямаха» не уступают в качестве одноименным барабанным установкам и другим продуктам бренда. Сегодня Yamaha Corporation имеет более ста дочерних компаний и представительств по всему миру.