10 знаковых экспонатов Музея Москвы

Москва, «спаленная пожаром», и Москва будущего, кольцо Романовых, прижизненный портрет Петра I и другие ключевые объекты из «миллионной» коллекции музея, ожидающего реновации

Музей Москвы, основанный в 1896 году, ждут большие перемены. Несколько месяцев назад в музей, занимающий территорию Провиантских складов, бывших гаражей Генштаба, пришел новый директор — Алина Сапрыкина. Сапрыкина мечтает вернуть Провиантским складам исторический облик, внедрить западные выставочные технологии, создать мультимедийную школу, озеленить музейный двор, открыть библиотеку, магазин и кафе и пространства для детей. Масштабная реставрация и реновация одного из старейших московских музеев отложена на 2014–2016 годы, сейчас в Провиантских складах проводится частичный ремонт. «В наших ближайших планах временные выставки, с помощью которых мы сможем глубже исследовать наши коллекции, оживить их, вытащить и максимально многое показать» — говорит Алина Сапрыкина.

Для начала директор Музея Москвы и ее заместитель по научной работе Татьяна Горбачева выбрали из фондов Музея, насчитывающих около миллиона единиц хранения, 10 знаковых объектов и показали их нам.

Кольцо золотое с бриллиантами, изготовленное к трехсотлетию дома Романовых для членов царской семьи

Экспликация

Изготовлено к юбилейным дням трехсотлетия Дома Романовых. Кольцу придана форма кокошника, гербовый двуглавый орел выложен 49 алмазами и одним бриллиантом, на ободке стоят две даты «1613–1913».

Татьяна Горбачева: Несмотря на то, что в 1913 году столица находилась в Петербурге, последнего императора короновали в Москве, и здесь же проходили торжества по случаю трехсотлетия царствования Романовых. Это было чрезвычайно важным событием. Уже прошла первая русская революция 1905–1907 годов, действовали политические партии, либеральная пресса. Критика в адрес монархии звучала со всех сторон, и торжества по случаю трехсотлетия несли в себе смысл стабильности империи, стойкости монархического правления и его значимости. Такое кольцо изготавливалось именно для членов императорской фамилии и великих князей как знак принадлежности к династии. К сожалению, не установлено, для кого было сделано именно это кольцо — оно было куплено на рынке и передано в музей в 1960-х годах. Также неизвестно, сколько еще таких колец ходит по свету. Это кольцо — свидетель последнего масштабного династического акта в Москве.

Алина Сапрыкина: У кольца форма кокошника, что необычно для украшения членов царской семьи. Хотя, конечно, периодически возникал тренд обращения к народному, крестьянскому, традиционному. Любопытно, что этот мотив был использован именно к трехсотлетию дома Романовых. Кольцо для нас символично, поскольку в этом году мы отмечаем 400-летний юбилей царской семьи. У Музея Москвы довольно большая коллекция предметов, связанных с домом Романовых. В сентябре мы везем в Париж выставку, посвященную этому событию.

Генеральный план Столичного города Москвы, с назначением сгоревших домов (Москва, 1813 год. Гравюра на меди, 435×333)

Экспликация

Окончательно план был составлен в 1815 году. На нем можно видеть, что в пожаре 1812 года сильно пострадали Кремль, Китай-город, Замоскворечье и Заяузье. В основном уцелели окраины: Лефортово, Хамовники, Покровка. Показательна приведенная на плане цифра: из 9158 зданий сохранилось лишь 2655 домов.

Татьяна Горбачева: В Музее Москвы хранится большая коллекция планов и карт города — от средневековья до наших дней. С точки зрения исследования городского пространства это очень важные источники, обозначающие границы, внутреннюю планировку города, соотношение заселения в различных районах и его внутреннее устройство.

Этот план, изданный в 1813 году, начал составляться сразу после того, как от Москвы отогнали французов, а опубликован был как приложение к книге, которая исследовала историю войны 1812 года «Русские и Наполеон Бонапарте» А.Я. Булгакова. В пожаре Москвы выгорело две трети городских строений. Из церквей и храмов выгорело больше половины. Средневековый город, наследованный от наших предков, практически исчез. Надо отдать должное, казна частично возмещала владельцам убытки домовладельцам за сгоревшие и пострадавшие постройки. На компенсацию можно было рассчитывать при предъявлении доказательных бумаг на свое строение, а также сведений о стоимости и полученном ущербе. После пожара императорским решением была создана комиссия по строению, которую возглавил известный архитектор Осип Бове. Она решала, что и как должно делать, чтобы город не просто восстановился хаотичной застройкой, как это часто бывает после трагедии, а приобрел какой-то европейский вид. Но прежде надо было составить точный план города, что и было сделано. По этому документу можно исследовать развитие Москвы по различным кварталам, территориям, и довольно точно сказать, что произошло в 1812 году с каждым домовладением, храмом или общественным зданием города.

Алина Сапрыкина: Только в Музее Москвы есть подробный план со всеми домами, сгоревшими в пожаре 1812 года. На нем сгоревшие районы заштрихованы пунктирными линиями, а уцелевшие строения — точечными линиями. Данные прямо по районам дают возможность видеть, какие территории пострадали больше всего, даже пересчитать количество домов. Это рефлексия на тему «Москва, которую мы потеряли».

Плакат «Родина-мать зовет!» (И. Тоидзе, 1941 год. Ватман, карандаш, темпера, 90×70)

Экспликация

Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. В коллекции Музея Москвы находится плакат, выполненный в 1941 года в технике темпера и карандаш, а также более поздние его переиздания. Для образа Родины-матери позировала жена художника, Тамара Теодоровна.

Татьяна Горбачева: Самый первый плакат «Родина-мать зовет!» появился 4 июля 1941 года и находится в плакатной коллекции библиотеки им. Ленина, а в нашем музее — один из ранних плакатов июльского тиража. Этот плакат был, наверное, самым тиражируемым за Великую Отечественную войну, хоть и не первым — первыми были работы Кукрыниксов. Но этому было суждено стать символом. Его печатали также в открыточном формате и распространяли в войсках. В воспоминаниях ветеранов можно найти упоминания того факта, что у многих военных на верхней крышке портсигара, в кармане или записной книжке лежала открытка именно с этим плакатом.

Алина Сапрыкина: По семейному преданию, Тоидзе начал писать этот плакат воскресным утром 22 июня, когда в комнату с криком «Война!» вбежала его жена, услышавшая сообщение Совинформбюро. Уже в середине июля этот плакат выходил миллионными тиражами. Несомненно, это шедевр своего времени, который мало с чем может сравниться по силе воздействия на людей. Для тех, кто прошел или помнит войну, это безусловный символ.

Документы Комиссии по строительству Храма Христа Спасителя в Москве (1860–1880-е годы. 152 ед.)

Экспликация

Материалы поступили в музей от неизвестного лица, нашедшего их в старом московском доме. Представляют собой несколько тысяч листов документов о двадцатилетней деятельности Комиссии, руководившей строительством храма Христа Спасителя. Среди них финансовые ведомости, штатные расходы, таблицы распределения работ, документы взаимоотношений с поставщиками, поставлявшими мрамор, церковную утварь, колокола для храма и т.д.

Татьяна Горбачева: Восстановление храма Христа Спасителя в Москве, как у нас часто бывает, тут же начало политизироваться, драматизироваться и горячо обсуждаться общественностью. Тогда же был создан Общественный совет, в который стали приходить люди, так или иначе связанные с историей храма. Они несли свои пожертвования, иногда скромные, а иногда очень значительные (как икона Спаса Нерукотворного на металле). Так принесли и эти документы. Где они хранились? На каком чердаке или даче, через какую семью пришли — мы не знаем. Но это целая коробка рукописных документов XIX века, принадлежавшая, по всей видимости, одному из членов комиссии по строительству Храма. Документы эти самые обыденные: состав комиссии по строительству храма, прошения к генерал-губернатору при возникновении каких-то проблем при строительстве, прошения от генерал-губернатора императору по выбору места для строительства, разные финансовые документы, переписка с поставщиками и проч. Как и любая крупная стройка, строительство Храма Христа Спасителя сопровождалось злоупотреблениями. И здесь, среди тысяч листов, найдены судебные дела по искам москвичей к комиссии, которая не за справедливые деньги выкупала имущество и территории для оформления площади, прилегающей к храму.

Алина Сапрыкина: Храм Христа Спасителя строился с большими сложностями. Как известно, на этом месте располагался монастырь, а земли вокруг принадлежали разным людям. Поэтому строительство сопровождала масса споров, разногласий и судов. Они задокументированы — бумаги по ним хранятся в Музее Москвы. Это масса документов, сюжеты которых ничуть не устарели и на примере которых можно написать целый учебник по застройке города — отношениям между властью и городом, городским обществом, собственниками, подрядчиками, исполнителями и продавцами. Это увлекательно для всех, кто интересуется градостроительством или глобальными архитектурными проектами.

Открытки из серии «Москва будущего» (худ. Н. Кразин, 1913 год. Изд. Т-ва Эйнем. Бумага, печать)

Экспликация

Серия из 8 открыток, выпущена в 1914 году товариществом «Эйнем» (позднее - кондитерская фабрика «Красный Октябрь»). Как писали авторы в предисловии к серии, «каждому, кто знает и любит Москву, небезынтересно будет мысленно взглянуть на то, что будет с Москвой и ее обитателями приблизительно через 200-300 лет».

Татьяна Горбачева: Сегодня эти открытки — раритет, а для музея — еще и предметы тщательного рассмотрения и анализа. 1910-е годы — годы бурного роста и развития Москвы. Она стала промышленным центром и железнодорожным узлом. Стремительно развивались производства и росла капитализация города. Здесь жили очень богатые люди, которые уже прошли первоначальный период накопления капитала и вкладывались в благоустройство города. Первый электрический трамвай, электричество, телефонизация, центральный водопровод и канализация, новые территории, строительство доходных домов. Тогда же в Думу был представлен проект первого московского метрополитена. Дума вообще играла в этом развитии огромную роль — гласными были люди, имеющие капитал. Именно они обустраивались в этом городе, имели свои промышленные и бизнес-интересы, и вкладывались в его развитие очень серьезно. И эти открытки художник Кразин нарисовал как бы по мотивам тех идей, которые витали в воздухе. Например, там нарисованы воздушный мост и метро над Красной площадью, дирижабли, автомобили и много других новаций. Пока это только фантазия на тему, но она небезосновательная, выросшая из реальных условий того времени. А еще мы часто вспоминаем эти открытки, когда в Москве начинают обсуждаться новые прожекты с позиции «впервые в Москве...».

Алина Сапрыкина: На открытках Москва будущего, какой ее себе представляли москвичи в 1914 году. Очень забавная, особенно с точки зрения транспорта. В них много странного и наивного, зато точно угадано появление метро, монорельса, троллейбусов и трамваев. Возможно, людям в царской России казалось, что главное в будущем будет движение. Будущее им казалось стремительным и хаотичным, и, можно сказать, они угадали. Было бы интересно сделать такой же проект из нашего времени.

Деревянная конструкция крепления первого кремлевского вала (XII в.)

Экспликация

Находки предметов времени Юрия Долгорукого редки, тем важнее оказалось открытие, сделанное в 1960 году: во время раскопок у Троицких ворот были обнаружены остатки семиметрового вала и вырытого перед ним рва, шириною больше 15 метров. Вал скрепляли деревянные конструкции, сделанные из мореного дуба диаметром 30–35 см.

Татьяна Горбачева: Тут даже комментировать нечего: это бревно из древнего вала первого деревянного Кремля. По нему мы можем узнать о способе крепления опорной стены. Органические предметы в нашей влажной почве так долго не сохраняются, и то, что несколько бревен и креплений дошли до нашего времени в таком состоянии — это настоящее чудо. Счет таким находкам идет на единицы.

Алина Сапрыкина: Как известно, в 1156 году князь Юрий Владимирович Долгорукий приказал строить в Москве крепостные укрепления. Однако по вине пожаров и перестроек от этих древнейших сооружений ничего не сохранилось — ни рисунков, ни единого проекта, никаких записей. Есть только одно свидетельство — это остаток этого семиметрового вала, на основе которого архитекторы реконструировали вид Кремля. Поистине уникальный экспонат.

Топор каменный эпохи неолита (4000 тыс. лет до н.э.)

Экспликация

Редкий экземпляр, связанный с историей технологий неолита: для крепления орудия из дерева сделана муфта, в которую вставляли каменный топор, а сама муфта прикреплена к топорищу с помощью специального отверстия. Сделанные из ясеня, эти муфты также служили для усиления удара при работе и смягчения контрудара на рукоятку.

Татьяна Горбачева: Только представьте — за 4 тысячи лет до н.э. на берегу Москва-реки уже были первые поселения. Археологи находят за этот период отдельные каменные орудия, скребки, наконечники стрел. И вот найден целый каменный топор с уцелевшим топорищем из крепкого корня. Это редчайшая удача для ученых! Ценность находки — в сохранившемся способе крепления, названном муфтой. Он довольно сложный и позволяет сказать, что люди того времени были на довольно высоком уровне мыслительной деятельности. Таких топоров в нашей стране найдено было только два и оба они представлены в нашем Музее. Для города это очень важный артефакт.

Алина Сапрыкина: В нашем музее хранятся другие находки древнейших времен, но этот топор так же уникален и важен, как, например, полет Гагарина в космос. Это редкий случай технологии неолита, свидетельствующий о высоком уровне развития наших предков.

Плакаты «Окна сатиры РОСТА» (худ. В. Маяковский, Д. Моор, М. Черемных и др., 1920 год. Бумага, клеевые краски, трафарет)

Экспликация

Серия плакатов, созданная в 1919–1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах — обычно в пустующих гастрономических магазинах.

Татьяна Горбачева: При переходе от истории императорской к истории советской плакатное искусство претерпело очень большие новации. Дореволюционный плакат имел в основном коммерческое назначение. Это была реклама продукции и изделий. Иногда он приобретал и общественно-политическую функцию, как, например, в Первую мировую войну (займы, помощь раненым, сбор средств).

Плакаты «Окон РОСТА» — явление особенное. Оно возникло сразу после революции, в 1919 году, и довольно быстро исчезло или трансформировалось к 1921 году.

Это время в Москве было крайне тяжелым. Вовсю шла гражданская война, голод, проблемы с транспортом, отоплением и продовольствием. И агитационное искусство шло как бы взамен обыденной текущей жизни, обывательской, буржуазной, мещанской. Оно противостояло всему этому и как бы диктовало преодолеть все во имя светлой будущей жизни. Плакаты рисовались не как тиражные. А те, которые находятся в коллекции нашего музея, вообще чудом сохранились, поскольку нарисованы на простой упаковочной бумаге гуашью и очень хрупкие с точки зрения сохранения. Они рисовались теперь уже общепризнанными мастерами — художниками нового направления искусства, которые были тогда совсем молодыми — Д. Д. Моор, И. Малютин, М. Вольпин, П.Соколов-Скаля. Свою руку к созданию плакатов приложили и такие известные деятели, как художник Черемных и поэт Маяковский, который не только рисовал, но еще и писал к ним остро-сатирические лозунги. Эти плакаты выражают эпоху очень наглядно и образно. Одновременно они выполняли функцию просвещения масс, в том числе политического, поскольку были связаны с новыми идеологическими структурами и новой пропагандой. Это был короткий период отсутствия диктатов в искусстве и жесткого идеологического контекста, который появится чуть позже, это было время абсолютно свободного изъявления творчества.

Алина Сапрыкина: Это серия плакатов, созданная художниками, работающими в Российском телеграфном агентстве, по сути дела — остроумные иллюстрации к телеграммам, которые агентство передавало в газеты. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям и разоблачали противников молодой республики Советов. Сатирические плакаты выполнены в острой и доступной манере, снабжены лаконичными стихотворными текстами. Они давно являются характерным символом одного из ярких периодов нашей истории.

Портрет Петра I (Верколье Николас (1673–1746), 1717 год. Дерево, масло, 95×66)

Экспликация

Автор произведения — Николас Верколье (1673–1746), голландский живописец и гравер. Известен как жанрист, портретист, автор исторических полотен. Портрет был атрибутирован в Государственной Третьяковской галерее как прижизненный портрет Петра Великого (1717). Он был создан на родине художника, который никогда не покидал пределы Голландии. Был приобретен музеем в 1951 году у частного лица.

Татьяна Горбачева: Ценный экспонат уже потому, что это один из редких прижизненных портретов молодого Петра Первого. По всей вероятности, портрет был написан в период его пребывания в Голландии. Работы Верколье находятся в крупных музеях Европы — Рейхсмузее, Эрмитаже и Лувре.

Алина Сапрыкина: Всем известен высокий уровень голландских художников, поэтому мы можем рассматривать этот портрет не просто как художественное изображение, а еще как документальный источник. Второй момент: портрет написан не на холсте, а на дереве — в нашей художественной коллекции, которая насчитывает несколько тысяч изображений, это один из самых выдающихся образцов творчества.

В контексте истории города этот экспонат тоже очень важен. Петр Первый был тем человеком, который хоть и не сильно преобразовал средневековую Москву, но именно здесь начинал свой политический путь. Когда говорят о его репрессивных действиях по отношению к этому городу, я говорю о том, что политическая история государств — это не цепь альтруистических походов. Петр вышел из Москвы, именно здесь он собрал свою команду: Франц Лефорт, Меньшиков, Гордон и многие другие «птенцы гнезда Петрова» были из московских земель. Поэтому для Москвы фигура Петра однозначно знаковая.

Стулья гостиные (Россия, 1870–1880-е годы; происходят из семьи А. В. Морозова, племянника Саввы Морозова)

Экспликация

Проданы Музею в 1974 году Ж.И. Дубовской, получившей их в наследство от матери. Та проживала в 1930-х годах в одной квартире с Алексеем Викуловичем Морозовым, который и продал ей их незадолго до смерти. А.В. Морозов с 1900 года активно занимался коллекционированием фарфора, гравюр и икон. Особняк его отца во Введенском (ныне — Подсосенский) переулке Москвы был переделан для хранения и демонстрирования коллекций. После 1917 года в доме А.В. Морозова был основан Музей фарфора, а сам Морозов назначен хранителем своих коллекций. Вполне возможно, что стулья могли происходить из особняка в Подсосенском переулке, однако доказательств нет.

Татьяна Горбачева: История идет так, как она идет. Спустя десятилетия мы будем ее изучать и задаваться вопросом — учат нас уроки истории или нет? Когда мы что-то резко начинаем менять во имя благих намерений, прежде подумайте, а что было раньше. Вот вам пример. Стулья из семьи племянника Саввы Морозова, богатейшего человека, мецената и благотворителя. Много денег давал партиям и общественно-политическим движениям, патронировал целые направления в искусстве, достиг очень многого и получил очень многое. Судьба его, однако, трагична, как мы знаем. От всех его богатств — уцелело лишь два стула. Все разорено, разметано, растеряно. Какие-то крупицы хранятся в отдельных музеях и частных коллекциях. Эти стулья могли бы стать поводом для серьезного разговора об ответственности за политические действия и решения.

Алина Сапрыкина: Конечно, это история меценатства и коллекционирования, очень важная для города. Даже на примере этих стульев было бы любопытно исследовать тип коллекционера — какой он был тогда и какой сейчас, сравнить коллекционера прошлых эпох и современного. Также эти стулья напоминают нам том, что большая часть коллекции Музея Москвы посвящена очень простым вещам, быту, истории людей и семей. Именно такие вещи лучше всего характеризуют свое время. Ну и наконец, мы хотели бы сказать: граждане, если у вас сохранились какие-то старинные предметы, семейные и личные архивы, передавайте их в музей, мы с огромной радостью их примем в наши фонды.

Автор: Юлия Рыженко / Colta.ru

Статьи

Культура Daily

Открылся Московский кинофестиваль, ЮНЕСКО опасается за сирийские памятники, Большой театр объявил планы на новый сезон и другие культурные новости минувшего дня, которые мы изучаем вместе с партнером проекта KIA Quoris

Тесты

Тест Эшера

Разгадайте загадки знаменитого голландского художника

Статьи

10 недооцененных фильмов 2013 года

Не перематывайте это: блокбастер под микроскопом, мюзикл о массовых убийствах, ода VHS и другие фильмы года с трудной зрительской судьбой

Cosmotheca

COSMOTHECA предоставляет скидку 10% держателям карт Visa Gold, Visa Platinum, Visa Signature и Visa Infinite. Скидка суммируется с предложением «мир мобильных скидок IIKO.net»

Статьи

Что хотел сказать Юрий Альберт?

12 этапных работ московского концептуалиста: помощь по хозяйству, премия на погребение и одна минута настоящего искусства

Статьи

Верди — Иероглиф

К 200-летию Джузеппе Верди Ляля Кандаурова объясняет, как просто влюбиться в его оперы и почему это сыграло с великим мастером злую шутку

Статьи

Евгений Дыбский. Мой Джотто

Известный абстракционист Евгений Дыбский «перерисовал» фрески великого Джотто ди Бондоне и объяснил почему

РОЛЬФ

Автоцентры «РОЛЬФ Премиум» предоставляют скидки держателям премиальных карт. На сервисное обслуживание: Visa Gold – 5%, Visa Platinum – 10%, Visa Infinite – 15%. На услуги Ателье Автомобильной Моды ALTEREGO: Visa Gold и Visa Platinum – 10%, Visa Infinite – 20%.

Статьи

Случай на биеннале

Невоспламенившаяся Греция, скульптура гастарбайтеров и другие казусы из истории Московской биеннале

Статьи

Музыка Ивана Вырыпаева

Известный режиссер теперь выступает с группой «Сахар», и по этому поводу он разложил свою биографию на 10 композиций о любимой музыке

Статьи

Не касается

Дмитрий Быков ставит диагноз современной русской литературе. И не только ей

Статьи

Казус Белла

Екатерина Бирюкова о том, как знаменитого скрипача Джошуа Белла опять не узнали. На этот раз – в Москве

MEUCCI

Фирменные магазины мужской одежды MEUCCI предоставляют держателям карт VisaGold и VisaPlatinum скидку 7%, держателям карт Visa Signature и VisaInfinite – 10% на все товары, не участвующие в акциях и распродажах. При наличии у держателей карты Visa дисконтной карты MEUCCI, скидки по картам не суммируются.

Эстель Адони

Салон женского белья «Эстель Адони» предоставляет держателям карт Visa Gold скидку 5%, держателям карт Visa Platinum – 10%, Visa Infinite – 15%.