Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

«То, что сейчас происходит с приемом – это катастрофа. К нам [на экономический факультет МГУ] стали приходить абитуриенты с 90 баллами по ЕГЭ и плохими аттестатами. Мы в этом году специально отсекали тех, кто не может решить хотя бы три задачи нашего экзамена по математике. Так вот – осталось всего 570 человек. 1300 абитуриентов не смогли решить три задачи. И не говорите мне про Кавказ – мы проверили, среди них были и москвичи», – рассказал декан экономического факультета МГУ Александр Аузан в пятницу на конференции Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА). Slon побывал на мероприятии и в ближайшее время расскажет о всех интересных докладах. Мы уже опубликовали отзыв экономиста Евсея Гурвича на статью премьера Дмитрия Медведева, который вызвал резкую реакцию у замглавы правительства Аркадия Дворковича.

Что касается образования, о котором говорил Аузан, то его вывод категоричен: «Происходит мощный ухудшающий отбор. Волна ухудшающего отбора. Те, кто раньше никак не смог бы претендовать на поступление в ведущие вузы, поднялись. Добрать 10–20 очков по ЕГЭ оказалось проще, чем решить наши стандартные задачи. А преимущества лучших абитуриентов система нивелирует. Слава богу, что у нас есть собственный экзамен, а что будет делать СПбГУ, который отказался от него? Ведь шлаки теперь надо выводить».

Порыв Александра Аузана поддержал и директор Дальневосточного центра развития ДВФУ Александр Абрамов: «Раньше я давал абитуриенту квадратное уравнение и просил решить в уме. Потом я спрашивал уже, сколько будет два плюс два умножить на два. А сейчас дошло до того, что абитуриент не может ответить, сколько будет одна вторая разделить на два».

Научный руководитель Института образования ВШЭ, знаменитой своим в целом позитивным отношением к ЕГЭ, Исак Фрумин вынужден был согласиться с коллегами: «Этот год запомнится как черный год приема в лучшие вузы. То, что конкретно у вас, в Дальневосточном университете, снижается качество приема, – это проблема расположения. Таких факультетов сейчас много. ЕГЭ работает против вузов, удаленных от центра. Например, в сильном Томском университете эту проблему удается решить только с помощью мощного притока из Казахстана. Улучшается ли в последние годы качество абитуриентов в целом, мы пока не знаем».

Тему сильнейшего влияния университетского образования на карьерный успех и жизненные стратегии личности Александр Аузан продолжил в докладе о том, что мешает России стать развитой страной. 

Он отталкивается от парадоксального вывода своих предшественников, признавших полное концептуальное поражение традиционного подхода политэкономистов: высокий уровень экономического развития страны не объясняется тем, что там царит демократия. Истинная причина успешной модернизации всякий раз ускользает от исследователей, изучающих формальные институты. «Прежние теории модернизации не подтверждаются количественным анализом. Сегодня сдвиги в моделях экономического развития связаны с культурными особенностями, неформальными институтами, поведенческими установками», – сказал Аузан.

То есть с глобальных моделей нужно переходить на человеческий уровень: какие личные установки помогают и мешают россиянам разбогатеть?

Центр независимых социологических исследований составил портрет российского инноватора на основе данных, собранных в Санкт-Петербурге, Германии и США. Из него следует, что россияне в целом разделяют ценности модернизации, но с существенными оговорками.

Портрет российского инноватора

Характеристика Плюсы Минусы
Восприятие профессии как призвания, а не карьеры Нацеленность на самореализацию, на достижение уникального результата, высокая креативность Неумение себя «подавать» и «продавать», замкнутость на признании среди узкого круга коллег и друзей
Фундаментальное образование советского образца Универсальная квалификация Необходимость адаптироваться к конкретным узкоспециальным задачам
Опыт работы в институционально и нормативно не определенной среде Способность решать сложные нестандартные уникальные задачи Сложности в решении формальных и рутинных («скучных») проблем, потребность быть «творцом», а не «исполнителем»
Радикальный индивидуализм Склонность к трудоголизму и гиперответственность, презрение к признанным авторитетам Отсутствие навыков командной работы, конфликтный характер взаимодействия, неумение перераспределять ответственность, авторитарный стиль управления
Короткий горизонт планирования Способность к мобилизационным усилиям и краткосрочным прорывам Отсутствие стратегического мышления, ориентация на решение тактических задач

Так, благодаря склонности к нестандартным решениям, россияне часто лидируют в стартапах и создают уникальные продукты. Но из-за своего радикального индивидуализма и замкнутости на признание в узком кругу друзей они плохо продвигаются в больших корпорациях.

Сравнивая поведенческие стратегии выходцев из России за границей, Аузан пришел к выводу, что основной культурный сдвиг происходит в университете: установки тех русских, кто получил образование в США, меняются на «типично американские».

«В какой срок можно преодолеть эти социокультурные ограничения? Современные исследователи считают, что для этого достаточно 10–15 лет, а не 150, как считалось раньше», – добавляет Аузан. Учитывая последние новости о близком экономическим коллапсе, выводу исследователей сегодня особенно хочется верить.