«Башнефть-полюс», совместное предприятие «Башнефти» и «Лукойла», может потерять лицензию на разработку крупных месторождений им. Требса и Титова (запасы – 230 млн тонн условного топлива), заявил в пятницу министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев. По его словам, СП «не удовлетворяет» требованиям проведенного конкурса. В частности, у него нет собственных перерабатывающих мощностей, а переоформление на «Башнефть-полюс» мощностей материнской компании не исправит ситуацию. «Даже покупка не снимет проблемы с точки зрения корректности переоформления лицензии», – передает слова Трутнева «Интерфакс».
«Башнефть» получила лицензию на разработку месторождений Требса и Титова в декабре 2010 года, заплатив 18,5 млрд рублей. На их разработку также претендовали «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», ТНК-ВР и индийская ONGC. В итоге большинство компаний к конкурсу не были допущены, поскольку подали документы с нарушениями. А победителем была признана «Башнефть», получившая лицензию по стартовой цене. Участники рынка неофициально рассказывали, что такое решение в высших эшелонах власти пролоббировал лично Владимир Евтушенков, владелец АФК «Система», которой предприятия башкирского ТЭК принадлежат с 2009 года. Позже для разработки месторождений «Башнефть» создала СП с «Лукойлом». Как будут дальше развиваться события? Комментирует аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров:
«Высказанные официальным лицом замечания носят казуистический характер. Есть понимание, что условия лицензии по существу окажутся соблюдены (то есть на российских НПЗ будет перерабатываться 42% добываемой нефти). А что лицензия принадлежит «дочке», а не самой «Башнефти», не имеет практического значения. Если же имеет, это свидетельствует о некачественной работе государственных регуляторов, которые допускают такие «ляпы».
Это ухудшает перспективы разработки месторождений Требса и Титова. Пока разберутся, пока отзовут лицензию, пока, возможно, будет найден новый партнер – пройдет какое-то время. Такая потеря времени крайне нежелательна. У России – серьезная проблема в поддержании добычи как раз через несколько лет, когда на основных старых месторождениях добыча продолжит падение, а новые уже достигнут пика («Верхняя Чона», «Ванкор» и другие). А месторождения Требса и Титова – большое подспорье нашей добыче, около 6–7 млн тонн в год. Задержка их разработки окажет негативное влияние на динамику нефтедобычи в стране в целом.
Для «Лукойла» также важны 1–1,5 млн тонн нефти в год, которые он мог бы получать с Требса и Титова. Они бы существенно поддержали российскую добычу компании, падающую в последнее время. «Лукойл» недавно
обнародовал стратегию, по которой он и так, в силу логики развития глобального бизнеса, но также и в силу того, что он себя некомфортно чувствует себя в России, резко увеличивает долю капиталовложений за рубежом, соответственно, зарубежную добычу
нефти и газа. Радостно и печально одновременно, ведь у нас в России огромное поле для инвестиций в нефтянку. Уровень использования уже имеющихся ресурсов очень низок, есть ресурсы, к разработке которых мы еще только приступаем. При этом российские нефтяные компании вкладывают в нефтедобычу за год примерно столько, как одна крупная зарубежная компания вроде ExxonMobil.
Изначально конкурс по месторождениям Требса и Титова проводился без формальных нарушений, но, по ощущениям рынка, все-таки был непрозрачным. И многие желавшие участвовать в нем компании не были допущены до конкурса на сомнительных основаниях. Само получение лицензии «Башнефтью» вызывало вопросы. Хорошо, получили. А теперь – на основе сомнительных же оснований забирать уже выданную лицензию? Очень нежелательно создавать подобный прецедент. Речь идет о философской проблеме справедливости распределения ресурсов, вроде приватизации. Проблемы с «Юкосом» уже немало навредили России.
У нас в стране нет серьезной практики отзыва лицензий. В отличие от Запада, наши компании держат сотни лицензий, а при истечении срока действия они почти автоматически продлеваются. Отзыв происходит в крайне редких случаях: или компании сами отдают ненужные, или после проверок Роснедрами. Но речь почти всегда идет о мелких месторождениях, не интересных и не перспективных. Вспоминается, конечно, скандальный случай с отзывом лицензии на Чаяндинское месторождение у «Юкоса» много лет назад. Но тогда компания сама после победы на торгах не заплатила деньги. Отзыв лицензии нежелателен с точки зрения инвестиционного климата, и так существует устойчивое ощущение, что государство поддерживает госкомпании, допуская временами дискриминацию частных российских структур.
Вот почему лицензия у «Башнефти» останется. Если государство ее заберет, то это будет плохо для восприятия всей российской нефтянки иностранными инвесторами. А мы все-таки сильно зависим от них (40% сервисного рынка, значительная доля российской нефтедобычи). «Башнефть» не сможет работать на месторождениях в одиночку, ведь у нее там нет инфраструктуры. Потому и было логичным СП с «Лукойлом» – компанией, которая поблизости разрабатывает другое месторождение. Добытую нефть партнеры могли бы поставлять через систему «Лукойла» на порт Варандей.
Нынешняя атака направлена, скорее, на второго участника СП – «Лукойл». Есть предположение, что месторождениями Требса и Титова заинтересовалась некая мощная структура, а теперь хочет поучаствовать в их разработке. СП обвиняют в том, что оно не могло получить лицензию, поскольку не имеет нефтеперерабатывающих мощностей. Но передача дочерним предприятиям лицензий – нормальная практика. Сама претензия носит формальный характер. Понятно, что за этим стоят какие-то более серьезные соображения. Чьи именно?
Помимо поставок через Варандей есть вариант с подсоединением этих месторождений к системе «Транснефти». Это дороже, но также может подразумевать включение в проект государственного участника (вероятнее всего, «
Роснефти» – Slon)».