Премьер-министр Дмитрий Медведев сдержал обещание, данное губернаторам на инвестиционном форуме в Сочи: первый из новых источников доходов региональных бюджетов обрел форму документа. Как сообщил глава Комитета по социальной политике Совета Федерации Валерий Рязанский, сенаторы подготовили законопроект о туристическом сборе. Региональные власти смогут вводить его по своему желанию, а на полученные средства поддерживать в достойном состоянии памятники истории и архитектуры на своих территориях.
Стоит ожидать, что в законопроекты со временем превратятся и другие идеи премьера: сбор за право торговли, предоставление услуг общественного питания и услуг такси. Но это слишком слабая альтернатива тяжелой фискальной артиллерии – налогу с продаж, от введения которого в правительстве пока решили отказаться.
В условиях торможения экономики у региональных и местных властей почти не осталось весомых собственных источников, которые гарантированно приносили бы растущий приток средств в казну и тем самым помогали бы выправить разбалансированные бюджеты. Статистика показывает, что как минимум последние полтора года их наполнение идет с регулярными провалами по тем или иным статьям. Пока доходы проседают не везде, но колебания уже слишком велики, чтобы их можно было заткнуть деньгами, собранными с туристов и таксистов. А призванная помочь регионам настройка регулирования на федеральном уровне пока для части из них приводит лишь к существенным потерям.
По налогу на прибыль на первый взгляд ситуация сейчас выглядит вполне здоровой. По данным Федерального казначейства, за первые восемь месяцев 2014 года поступления выросли почти на 22%, в немалой степени благодаря успехам нефтегазовых провинций. Оптимизма поубавится, если вспомнить, что по итогам 2013 года суммарные доходы региональных бюджетов по этой статье провалились на 13,1%. Иными словами, в этом году поступления налога на прибыль растут с низкой базы. И растут не везде: в минусе оказались 19 регионов, в том числе такие крупные, как Самарская и Свердловская области, а также Пермский край.
Объединяй и властвуй
Многие губернаторы винят в недоборе консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). С января 2012 года крупный бизнес получил возможность применять закон, позволяющий объединять взаимозависимые компании для уплаты налога на прибыль. Целью документа было восстановление справедливости – в промышленно развитых провинциях всегда были недовольны концентрацией прибылей в Москве и Санкт-Петербурге, а также на борьбу с применением трансфертных цен внутри холдингов. С тех пор в России появилось 16 КГН, объединивших почти 400 участников. Их создали такие крупные компании, как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», «Северсталь», «Мечел» и другие.
По оценкам Счетной палаты, в прошлом году формирование КГН привело к росту сборов налога на прибыль в 62 регионах и к сокращению в 20. В числе последних закономерно оказалась Москва, где падение доходов из-за образования КГН превысило 34 млрд рублей. Уплачиваемые крупными холдингами налоги стали перетекать из мест расположения головных офисов в регионы, где сосредоточены производства. Санкт-Петербург также почувствовал разницу: уже в 2012 году платежи крупнейших нефтегазовых компаний снизились пятикратно, в результате чего бюджет недосчитался 27 млрд рублей.
Однако пострадали не только традиционные «центры прибыли». Например, Белгородская, Волгоградская, Нижегородская области и Пермский край в 2013 году потеряли от введения по 5 млрд рублей. В общей сложности входящие в КГН налогоплательщики перечислили в бюджеты регионов на 29,5% меньше, чем в 2012 году.
Многие регионы и сейчас продолжают нести ощутимые потери. Дело в том, что по новому закону включение в состав КГН убыточных предприятий позволяет группе в целом уменьшать размер налогооблагаемой прибыли. На недавнем инвестиционном форуме в Сочи механизм раскритиковал глава Республики Саха Егор Борисов. «У нас есть предприятие «Якутуголь» (дочерняя структура «Мечела». – Slon), которое получает десятки миллиардов рублей прибыли и Якутии налогов не платит, а за счет наших прибылей покрывает свои издержки, например, на Кузбассе», – посетовал он. Недовольны консолидированными группами и в Курской области, а также в Карелии, где в прошлом году в КГН перешли 18 предприятий, а в первом полугодии нынешнего года еще 21. План по налогу на прибыль в республике к началу осени был выполнен лишь на 43%.
Тяжелый металл
Несправедливо сваливать неудачи исключительно на налоговые стратегии компаний. Эксперты Счетной палаты отмечают, что в 2013 году многие предприятия завершали крупные инвестиционные проекты, увеличив амортизационные отчисления. По этой причине налоговые потери региональных бюджетов составили 68,2 млрд рублей – это в четыре раза больше, чем потери от формирования КГН. Почти такие же недопоступления возникли в результате «замедления роста экономики и индексации налоговых ставок».
Кроме того, участники восьми групп применяли пониженные ставки налога на прибыль, установленные в некоторых регионах, в результате чего субъекты Федерации недополучили в общей сложности почти 40 млрд рублей за два года.
Если потери от действий КГН федеральный центр может возместить (что он и делает), то с замедлением экономики все сложнее. Оно уже серьезно ударило по бюджетам тех регионов, где доминирует горно-металлургический сектор. Например, в Белгородской области в этом году самым крупным источником доходов стал налог на доходы физических лиц (НДФЛ), оттеснив налог на прибыль на второе место – беспрецедентная для региона ситуация. Впрочем, статистика показывает, что от потерь не застрахован никто: в список наиболее сильно пострадавших наряду с экономически сильными Белгородской и Калужской областями попали небогатые Бурятия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.
Водка не кормит
Не меньшей головной болью для губернаторов в этом году стали акцизы: их поступления удалось нарастить только каждому третьему региону. Особенно плохо собираются акцизы на нефтепродукты: в связи с введением нового технического регламента на рынке выросла доля топлива более высокого класса, облагаемого по пониженным ставкам. Во многих случаях сокращение доходов приняло масштабы, к которым чиновники на местах явно оказались не готовы. В результате идет урезание программ строительства и ремонта дорог. По оценке, приведенной председателем Комитета Госдумы по транспорту Сергеем Теном, региональные дорожные фонды по итогам года недополучат примерно 20% процентов средств от акцизов «ввиду неверных прогнозов».
Интрига в истории с топливными акцизами сохраняется. Запланированный на ближайшую трехлетку налоговый маневр предусматривает их существенное снижение (при этом вырастет федеральный НДПИ). Выпадающие доходы региональных бюджетов следующего года Минфин оценил в 164 млрд рублей. Сейчас Госдума рассматривает законопроект, перераспределяющий в пользу регионов акцизы на нефтепродукты: эти доходы будут полностью уходить в бюджеты субъектов Федерации (сейчас туда поступает 72%). Таким образом будут возмещены 73 млрд рублей. Остальную часть – 91 млрд рублей – планируется компенсировать из федерального дорожного фонда.
Другой неприятный сюрприз некоторым губернаторам преподнесли акцизы на алкоголь. Особенно обвальным – примерно на четверть – оказалось падение в Москве. Ежегодная индексация ставок акцизов и рост цен привели к тому, что российский алкоголь не выдерживает конкуренцию с продукцией из других стран Таможенного союза. Вдобавок растет нелегальное производство и потребление суррогата. В письме к Дмитрию Медведеву врио главы Башкирии Рустэм Хамитов жаловался, что продажи крупнейшего в республике производителя алкоголя – «Башспирта» – в январе – июле упали на 40% по сравнению с семью месяцами прошлого года, а сумма уплаченных акцизов – на 15,6%.
И эта ситуация не уникальна. По данным Росстата, легальное производство водки в стране в январе – сентябре снизилось на 11,1% в годовом выражении, пива – на 5,6%. В Орловской области, где акцизы на крепкий алкоголь упали вдвое, в этом году работает только один из четырех ликеро-водочных заводов.
Нереальная зарплата
Пока неплохо выглядит статистика по подоходному налогу. Именно он позволил многим регионам компенсировать потери по другим статьям. Исключения носят скорее технический характер. Так, поступления НДФЛ в Республике Коми упали из-за того, что по мере завершения основных этапов строительства газопровода в рамках проекта «Ямал – Европа» на ее территории снизилась численность работников.
Перспективы, впрочем, и здесь выглядят не слишком лучезарно. Затухание экономического роста в стране сопровождается стагнацией или снижением реальных доходов населения. Если по итогам 2013 года они ушли в минус только в 10 регионах, то в январе – июле 2014-го таких оказалось уже 32. Кроме того, к началу осени стала падать в годовом выражении средняя реальная зарплата: на 0,2% в августе и 1% в сентябре. И дело не только в ускорившейся инфляции: средняя номинальная зарплата в России сейчас растет вдвое медленнее, чем год назад.
Словом, несмотря на внешне позитивную статистику восьми месяцев, ситуация с наполнением региональных бюджетов остается напряженной и вряд ли улучшится в ближайшем будущем. В таких условиях формула «больше налогов, хороших и разных» имеет мало шансов на успех. Важнее тонкая настройка уже имеющегося инструментария: губернаторам придется искать баланс между выборочным повышением налогов и поддержанием экономической активности. И, разумеется, улучшать качество налогового администрирования. Или же действовать старым, проверенным методом – проявлять лояльность и выбивать федеральные трансферты.
Топ-10 потерь по налогу на прибыль в 2014 году
Субъект РФ | Снижение поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет, январь – август 2014 года к январю – августу 2013 года, % |
Республика Бурятия | -23,1 |
Калужская область | -21,6 |
Магаданская область | -15,7 |
Белгородская область | -15,3 |
Кабардино-Балкарская Республика | -9,4 |
Кировская область | -8,5 |
Карачаево-Черкесская Республика | -7,6 |
Республика Карелия | -7,3 |
Воронежская область | -6,8 |
Свердловская область | -5,2 |
Источник: Федеральное казначейство