Фото: Reuters

Компании во всех основных отраслях должны научиться управлять процессами, возникающими вследствие глобального старения населения, если они хотят остаться конкурентоспособными в ближайшие десятилетия. Это касается как персонала, так и клиентов. Это довольно предсказуемое утверждение из нового доклада Boston Consulting Group (BCG) под названием «Старение населения: как компании могут приспособиться к новым реалиям» можно сформулировать проще: среди работников и клиентов все больше стариков – что ты сделал, чтобы заработать на этом? О том, как должен измениться HR, когда самые ценные и опытные кадры, с одной стороны, уходят на пенсию, но, с другой стороны, еще полны сил, BCG уже вкратце рассказывала. О том, как изменится финансовая сфера, когда старики начнут избавляться от накопленного добра, чтобы обеспечить себе безбедную старость, – тоже написано несколько исследований. В этом докладе самая интересная часть о том, какие товары и услуги понадобятся стареющей планете в ближайшие полвека.

Чтобы понять масштаб происходящих изменений, давайте посмотрим на график из доклада. Размер кругов соответствует населению страны, пунктирная линия проведена по границе уровня простого воспроизводства – этот уровень чуть выше одного ребенка на человека или двух детей на женщину (потому что надо компенсировать не только естественную смертность, но и гибель от несчастных случаев и т.п.). За последние 50 лет нас стало намного больше, рожать мы стали намного меньше, а продолжительность жизни заметно увеличилась. А что в следующие 50 лет?
Увеличение продолжительности жизни и снижение рождаемости меняют картину старения

ИСТОЧНИК: BOSTON CONSULTING GROUP
Указанные на графике процессы в будущем продолжатся, население в среднем будет стремительно стареть. Что же будет потреблять седеющий мир?

Очевидная мысль – лекарства и товары для поддержания здоровья. И вообще, будет потребляться все то, что пенсионеры покупают и сейчас, – только в большем количестве (ведь самих людей пенсионного возраста станет больше). Но BCG заходит дальше и грезит о человекоподобных роботах-сиделках, интеллектуальных системах удаленного мониторинга здоровья, искусственных мышцах (рукотворные мышцы и экзоскелеты пригодятся не только солдатам будущего, но и немощным старикам), роботах-пылесосах, а также сервисах по ведению медицинской истории.

Особо востребованными будут продукты и услуги, заточенные под людей, которые в силу старости не могут эффективно использовать привычные товары. Взять хотя бы дома, где людям не надо будет подниматься по высоким лестницам. Также упоминаются упрощенные телефоны для пожилых (такие модели уже есть на рынке); финансовое планирование для пенсионеров; обучающие курсы для тех, кто не хочет отставать от времени; автомобили, которыми человек с ослабленными зрением и физической силой сможет легко управлять.
Таким образом, старение в некотором смысле будет способствовать прогрессу, создаст новые индустрии. Масштабы этого экономического процесса в целом по миру представить сложно. Но, например, в Германии в 2007 году потребительские расходы людей младше 55 лет составили $700 млрд, старше 55 лет – $600 млрд. Ожидается, что в 2030 году без учета инфляции они составят $700 млрд и $900 млрд соответственно. Получается, ежегодные $300 млрд (в ценах 2007 года) в одной только Германии – таковы масштабы «индустрии стариков».