Фото: Reuters
Кризис, скоро грянет кризис – таков лейтмотив подготовки главного финансового документа страны на будущие три года. Экономический блок правительства должен создать такую «подушку безопасности», которая не даст российской экономике пропасть при самом головокружительном падении цен на нефть. Антикризисные меры и усиление контроля за бюджетными тратами – вот основные задачи, сформулированные в Бюджетном послании президента на 2013–2015 годы. Бизнес тоже должен внести свою лепту, начав платить налоги в полном объеме. За это государство обещает ему налоги не повышать или даже снизить. Если будет хорошо себя вести.
Основные тезисы послания выглядят так:
1. Федеральный бюджет со следующего года будет формироваться по новой методике расчета цены на нефть, так называемому бюджетному правилу. «При планировании расходов федерального бюджета целесообразно основываться на базовой, средней цене на нефть за пятилетний период с ежегодным увеличением расчетного периода на один год до достижения 10 лет», – сказано в послании. В 2013 и 2014 годах будет учитываться средняя цена на нефть за пять лет, в дальнейшем период расчета будет ежегодно увеличиваться, чтобы к 2019 году составить 10 лет. На заседании правительства, которое состоялось сразу после оглашения Бюджетного послания, законопроект был одобрен. «Мы надеемся, что Госдума до конца работы весенней сессии примет бюджетное правило», – сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов.Смысл его в том, что все доходы от нефти, превышающие определенную цену, идут в Резервный фонд, а после его наполнения – на инфраструктурные проекты. По предложенному Минфином правилу, цена отсечения составит $92 за баррель.
2. Дефицит федерального бюджета при введении бюджетного правила не должен превышать 1% ВВП в случае, если фактическая цена на нефть будет соответствовать базовой цене, исходя из которой он рассчитывался. Если фактическая цена на нефть оказывается выше базовой, допдоходы следует направлять в Резервный фонд, а если ниже, то наоборот, – для покрытия дефицита будут использованы средства Резервного фонда.
3. Возможно, в бюджетное правило в ближайшие дни будут внесены коррективы. В принятом виде оно не учитывает инфляцию. Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов считает, что «если это обстоятельство не учитывать, то на десятилетнем периоде накапливается достаточно большая систематическая ошибка. Если ее перевести в рубли, то это на самом деле десятки миллиардов рублей». Министр финансов Антон Силуанов, наоборот, убежден, что учитывать инфляционный фактор не надо. По его словам, если сходить из предложений Минфина, то бюджет на 2013 год считался бы исходя из базовой цены в $92 за баррель, а если применить поправку Минэкономразвития, то эта цена возрастает до $99.
1. В бюджете будет создана «подушка безопасности» на случай кризиса. «Мы обязательно должны учитывать любые сценарии. Поэтому прошу заложить в бюджет на будущий год достаточный резерв для реализации антикризисных мер, если, конечно, такая необходимость появится», – сказал Путин. Помощник по экономическим вопросам Эльвира Набиуллина пояснила, что «страховочные механизмы бюджета, включая госгарантии и субординированные кредиты, могут составить 100–200 млрд руб.». Задействовать их сможет только премьер-министр Дмитрий Медведев.
2. Бюджет становится более гибким. Если зарезервированных на кризис средств окажется недостаточно, то все доходы будут в первую очередь тратить на «социалку» и поддержку реального сектора. «Необходимо предусмотреть механизмы возможного перераспределения ресурсов для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, рынка труда, отраслей социальной сферы и по социальному обеспечению населения. При этом механизмы и инструменты антикризисной государственной политики должны быть заранее проработаны», – сказано в послании.
3. Министр финансов Антон Силуанов предложил не перечислять министерствам и ведомствам все деньги с тем, чтобы в случае необходимости использовать их на реализацию антикризисных мер. Также он предлагает перенести не самые актуальные для бюджета траты на последующие годы.
4. Будет создано Российское финансовое агентство. От имени государства агентство будет искать самые выгодные способы вложения государственных денег, управлять суверенными фондами и долговыми обязательствами. «Нельзя класть все яйца в одну корзину, нужно искать оптимальные решения, которые повысят доходность от размещения наших резервов и при этом, безусловно, минимизировать риски», – сказал Путин. «Росфинагентство появится в течение ближайших месяцев», – пояснила Набиуллина.
1. Налоговая нагрузка на несырьевой сектор с 2013 по 2018 год останется неизменной. «Накладывать на него какие-либо дополнительные обременения недальновидно, нерационально и опасно», – сказал Путин. Тем не менее, в этом году налоги еще могут быть повышены. «После принятия в 2012 году изменений в налоговое законодательство, касающихся налоговых ставок, предлагаю больше не корректировать ставки по основным налогам», – говорится в послании.
2. Государство готово даже снизить нагрузку, при условии, что бизнес выйдет из тени. «При увеличении налоговых доходов могут быть приняты решения о снижении налоговой нагрузки», – сказано в послании. По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, правительство будет делать все для того, чтобы понижать налоги, если будет такая возможность.
3. Льготы по региональным и местным налогам, предоставляемые на федеральном уровне, будут отменять. «А если введение льготы на федеральном уровне признано целесообразным, то должен быть продуман механизм компенсации выпадающих доходов этих бюджетов», – сказано в послании.
1. Будет введена персональная ответственность министров за деньги, которые они расходуют. «Если денег потрачено больше, чем планировалось, а цель не достигнута, нужно делать соответствующие выводы, в том числе и кадрового характера», – сказал Путин. Он поручил разработать систему ежегодного анализа результатов расходования бюджетных средств.
2. Также планируется создать единый портал бюджетной системы. «Это должен быть портал, который охватывает всю Россию, все регионы и всех бюджетополучателей. Информация должна быть представлена в едином формате, максимально удобном и простом для анализа. Должна появиться возможность проследить по каждому получателю (региону, муниципалитету или отдельной организации), сколько средств он получает из всех бюджетных источников, насколько эффективно эти средства израсходованы. Портал должен быть доступен для населения и предоставлять возможность участия граждан в управлении бюджетным процессом», – сказано в послании.