Иллюстрация: martineck.com

Если вы думаете, что частная школа – это очень дорого, но зато очень качественное образование, то исследование экономистов Джузеппе Бертолы и Даниэля Чечи «Кто какое частное образование выбирает? Теория и международная практика» вас разочарует. Связь элитарности образования с ценой прослеживается далеко не во всех странах и уж точно не в России.

За основу расчетов экономисты взяли данные Программы международной оценки учащихся (Program for International Student Assessment – PISA), которая проводится каждые три года среди пятнадцатилетних школьников в большинстве стран мира по чтению, математике и естественным наукам.

Главный результат исследования – на следующем графике. Россия отмечена красной точкой.
Чем дороже школа, тем лучше образование?
Разница в оценке PISA между частными и государственными школами в стране, баллы

Разница в доле бюджета школы, оплачиваемого родителями учеников, между частными и государственными школами, процентные пункты

Источник: IZA

Что означает этот график? На вертикальной шкале показана разница, насколько лучше преподают в частных школах. Ученые вычли из среднего балла в тестах PISA учеников частных школ средний балл учеников госшкол. Если страна ниже нуля – значит, образование лучше в государственных школах, а если выше нуля – то частные школы дают здесь более качественное образование. Видно, что в России «частники» учатся примерно на 20 баллов лучше «государственников» (средний балл россиян в районе 450–480). 
Горизонтальная шкала показывает, насколько дороже частные школы обходятся родителям. Представителей школ спрашивали, какую долю бюджета школы (в %), составляют деньги, вносимые родителями учеников. Затем из средней доли по «частникам» вычли среднюю долю по госшколам. В России этот показатель равен почти 100 процентным пунктам (п.п.). Другими словами, бюджет наших частных школ почти на 100% состоит из взносов родителей, а в государственных доля денег от родителей близка к 0% от общего бюджета школы. То есть наши частные школы – одни из самых дорогих в мире, но не в рублях, а относительно оплаты в госшколах.
Кроме этих очевидных вещей, на графике видно, что в целом в мире действительно: чем больше платишь за школу, тем лучше там учат. Особенно ярко это видно в бедных странах с не очень качественным образованием – Венесуэле, Киргизии, Катаре, Панаме, Бразилии. В России, увы, за большие деньги вы лучшего образования не получите. Но это верно и для многих стран, в которых в целом хорошее школьное образование, – Литва, Латвия, Норвегия, Сингапур, Гонконг.
Прежде чем разбираться с причинам такой ситуации, давайте рассмотрим остальные графики, которые расскажут нам все о частных школах в мире.
Чем дороже школа, тем строже отбор?
Разница в оценке PISA между частными и государственными школами в стране, баллы

Разница в строгости отбора учеников между частными и государственными школами, баллы

Источник: IZA

Вертикальная шкала такая же, как и на предыдущем графике, а по горизонтали отложен показатель элитарности учеников. Проще говоря, если школа требует для поступления кроме денег и/или желания в нее пойти еще и хороших знаний, то такой школе начисляли 1 балл. Если требует рекомендаций – плюс еще 1 балл. Затем из среднего балла по частным школам вычли средний балл по государственным. Россия затерялась где-то в мешанине в центре графика – как и большинство стран. Это означает, что в этих странах строгость (или нестрогость) отбора в частные школы такая же, какая и в государственных. Неудивительно, что и разница в образованности школьников тоже невелика. Зато, скажем, в Катаре и Британии уровень образования у «частников» заметно выше. Видимо, это результат более строгого отбора. Антипример – Румыния, где в государственные школы отбирают строже, но и результаты тестов у учеников госшкол лучше.
Чем дороже школа, тем меньше подотчетности?
Разница в оценке PISA между частными и государственными школами в стране, баллы

Разница в качестве отчетности между частными и государственными школами, баллы

Источник: IZA

Опять та же вертикальная шкала. Однако на этот раз школе начисляли 1 балл, если она предоставляла родителям информацию о том, какова успеваемость их ребенка по сравнению с остальными учениками. И начисляли 0 баллов – если не предоставляла. Затем из среднего балла «частников» вычли средний балл госшкол. Видно, что в российских частных школах менее склонны предоставлять родителям данные по успеваемости, чем в государственных.
Чем дороже школа, тем больше нагрузка?
Разница в оценке PISA между частными и государственными школами в стране, баллы

Разница в требованиях родителей хорошо учить их детей между частными и государственными школами, баллы (чем больше число, тем меньше требуют от частных школ)

Источник: IZA

На графике выше по горизонтали отложен довольно замысловатый параметр. Каждая школа в стране получала от 1 до 3 баллов: 1 балл – если родители учеников постоянно требовали от школы поддерживать высокие стандарты образования и заставлять учеников им соответствовать, 3 балла – если никто ничего не требовал. Затем из среднего балла по частным школам вычитался средний балл по государственным. Получилось, что чем правее находится страна на этой шкале, тем строже требования в госшколах по сравнению с частными. Левее – наоборот, в частных заведениях строже.
В среднем требовательность в частных и государственных школах более-менее одинакова. Однако в России, Черногории и Турции «частники» заметно строже. В Норвегии, Болгарии и Румынии, напротив, требования выше в госшколах.
Чем дороже школа, тем строже дисциплина?
Разница в оценке PISA между частными и государственными школами в стране, баллы

Разница в дисциплине между частными и государственными школами, баллы

Источник: IZA

По довольно замысловатой методике (см. оригинал исследования) оценен уровень дисциплины в школах, а затем из средней оценки дисциплины в частных школах вычли среднюю оценку для государственных. Положительные баллы говорят о том, что в данной стране в частных школах дисциплина строже. Например, в Киргизии и Черногории у «частников» строже. В Турции и Румынии, наоборот, строже в государственных школах. Россия в центре шкалы, то есть у нас разницы нет.
И, наконец, последний график.
Чем дороже школа, тем она автономнее?
Разница в оценке PISA между частными и государственными школами в стране, баллы

Разница в автономности между частными и государственными школами, баллы

Источник: IZA

Опять-таки по некой балльной методике была оценена степень автономии школ в определении того, какие учебники и методики использовать, какие дополнительные курсы вводить и так далее. Чем больше баллов, тем больше независимости у частных школ по сравнению с государственными. Здесь Россия заняла почетное последнее место – у нас государственные школы (по факту) гораздо более свободно ведут себя в выборе стандартов и методик, чем частные.
Итак, что мы имеем? Образование в российских частных школах ненамного лучше, требования к поступающим и дисциплина такие же, как в государственных, автономность школы никакая. И за все это надо еще платить деньги. Почему так сложилось и почему – несмотря на это – частные школы у нас все-таки существуют? Ответ таков: в России существуют хорошие спецшколы и лицеи, которые являются формально всеобщими, но на деле надо пройти строгий отбор, чтобы попасть туда. Они дают очень хорошее образование бесплатно (или, по крайней мере, без официальной платы), и на этом поле частники не могут с ними конкурировать. Зато частные школы обычно дают больше комфорта, за него родители и платят деньги.
В России исследователи насчитали 213 частных школ (всего 0,23%). Впрочем, тонкость методики в том, к какой категории относить частично зависимые от государства школы (см. определение в оригинале исследования). Однако данные говорят скорее в пользу того, что какую методику ни возьми, но частные школы – за небольшими исключениями – мало распространены. В целом по миру их лишь 18,67%.
Читайте также об исследовании Джузеппе Бертолы и Даниэля Чечи: