© jackillsley.blogspot.com

За период с 1996 по 2011 год прямые иностранные инвестиции в Россию выросли с 1,4% до 24,8% ВВП. Инвестиционные потоки в Россию составляют 3,5% мировых, при том что на страну приходится только 2,9% мирового товарного экспорта и 1,8% импорта. Несмотря на это, согласно исследованию ЮНКТАД, Россия является страной, где иностранные инвестиции оказывают небольшое влияние на экономическое развитие. Важной особенностью России является ее география. При этом инвестиции распределены по территории страны весьма неравномерно: первые места занимают остров Сахалин, Москва и область – в предкризисном 2007 году на них приходилось 78% притока ПИИ в страну.

Накопленные прямые иностранные инвестиции в российские регионы в расчете на душу населения, 20002010 годы*

* – Отклонение от среднего значения. Средний уровень – $714 на душу населения
Источник: Ksenia Gonchar and Philipp Marek. Natural-resource or market-seeking FDI in Russia? An empirical study of locational factors affecting the regional distribution of FDI entries, 2013

Что же определяет инвестиционную привлекательность конкретных российских регионов для иностранцев? Нефть и прочие полезные ископаемые, подумаете вы, и будете отчасти правы. Более того, ресурсы со временем становились все более важным фактором для инвестпривлекательности субъектов РФ, показывает исследование Ксении Гончар (НИУ ВШЭ) и Филиппа Марека (Институт экономических исследований в Халле), опубликованное в серии препринтов Высшей школы экономики (pdf). Однако объяснение географического распределения иностранных денег по территории России нельзя укладывать в рамки одной-единственной теории, предостерегают экономисты.

Чтобы ответить на этот вопрос, Гончар и Марек взяли информацию о 15 тысячах инвестиций в 2000–2009 годах из базы данных Ruslana компании Bureau van Dijk. Треть этих иностранных предприятий (около 5,5 тысячи), зарегистрированных в офшорах, были сразу исключены из выборки, поскольку, скорее всего, использовались российскими компаниями как фирмы-прокладки. Примерно половина фирм в выборке зарегистрированы в Москве (что, естественно, не мешает части их них владеть заводами и пароходами в любых других регионах). Только 9% компаний с иностранными инвестициями оказались по восточную сторону Уральской гряды – в азиатской части России. Статистический анализ выборки позволил экономистам выявить следующие интересные закономерности.

Важна не только нефть. Привлекательность региона для ПИИ определяется двумя основными причинами – размером регионального рынка и доступом к природным ресурсам. Природные ресурсы были доступны в 32 регионах из 81 рассмотренного. Несмотря на высокие барьеры для иностранцев и «дело ЮКОСа», анализ экономистов показывает, что важность наличия ресурсов в регионе для привлечения инвесторов из-за рубежа со временем возрастала. Более ранние работы показали, что до 1998 года инвесторам была вовсе не так и важна ресурсообеспеченность регионов. Оно и неудивительно, ведь тогда цены на нефть были совсем другие.

Нефть вытягивает другие сектора. Фирмы с иностранным участием, которые предоставляют услуги, зачастую предпочитают соседство с добывающими компаниями в ресурсообеспеченных регионах. Между тем прошлые исследования показывали, что «голландская болезнь», от которой страдают богатые ресурсами экономики, способствует вытеснению инвестиций из недобывающих секторов: когда подскакивает цена на нефть, вероятность, что иностранцы будут вкладываться в сеть мебельных магазинов, резко падает – скорее, их заинтересует нефтяная скважина. Гончар и Марек считают, что в российском случае эти опасения преувеличены. Ресурсные регионы РФ скорее привлекут торговцев мебелью за счет более высоких доходов населения, а также банки и транспортный бизнес, которые придут вслед за нефтяниками.

Инвесторам в Россию не важна дешевая рабочая сила и темпы роста региональной экономики. Возможность нанять работников задешево связана с инвестиционной привлекательностью либо негативно, либо никак. Иными словами, инвесторы этот фактор либо игнорируют, либо они идут туда, где рабочая сила дороже. Последний факт заставляет предположить, что иностранцев интересуют регионы с высоким качеством человеческого капитала, который, естественно, обходится им дороже.