Финансист из Центробанка пришел в правительство заниматься экономическим ростом, а экономист, много лет занимавшаяся проблемами роста, – Эльвира Набиуллина возглавила Центробанк. Казалось бы, где у Кремля логика? А логика тут одна: страна скатывается в рецессию, и никто толком не знает, что делать. Путин принял соломоново решение: одновременно укрепить позиции сторонников двух противоположных подходов к стимулированию экономического роста. Теперь он будет жонглировать ими в зависимости от изменения ситуации.
Как и предсказывал Slon еще 30 мая, первый заместитель главы Центрального банка Алексей Улюкаев занял пост министра экономики. Улюкаев – это гуру российской денежно-кредитной политики, фигура, которой инвестиционное сообщество доверяет практически без оглядки. Если бы не отсутствие у него тесных персональных связей с Путиным, его можно было бы легко назвать «вторым Кудриным» (Улюкаев четыре года проработал его замом в Минфине). Та же принципиальность, схожесть позиций (жесткая бюджетная политика, структурные реформы, макроэкономическая стабильность, стимулирование производительности труда, улучшение инвестиционного климата и т.д.). Его взгляды сегодня совершенно не модные с точки зрения политической конъюнктуры: он любит рассуждать о слишком централизованном государстве, открыто критикует «вертикаль власти». А еще он пишет стихи, вызывая при этом впечатление очень романтичного и глубоко эрудированного человека.
Его назначение совершенно идет вразрез с последними тенденциями в российской политической жизни. Либералы нынче не в почете, что показал пример Сергея Гуриева, который «по личным мотивам» покинул страну. Сейчас спрос на «хозяйственников» и «дирижистов», всех тех, кто готов тратить миллиарды на государственные мегапроекты, считая, что это важнее рыночных реформ. Сам Путин показал пример: он объявил, что 450 млрд рублей из ФНБ будет направлено на поддержку инфраструктурных проектов.
Так зачем Кремлю понадобился слишком правильный Улюкаев на посту министра экономики? Ответ, кажется, на поверхности: власти понадобился «пожарный» на случай рецессии и финансово-экономического кризиса. Но при этом зачем-то Кремль пытается возложить ответственность за экономический рост на ЦБ. Главный инструмент ЦБ – кредитно-денежная политика. А что это значит? Ронять рубль. Кому это выгодно? Экспортерам сырья. По слухам, Андрея Белоусова поднял в Кремль глава «Роснефти» Игорь Сечин: теперь уже бывший министр экономики безуспешно пытался доказать в пятницу на сессии Сбербанка в рамках ПМЭФ, что рост тормозится из-за сильного рубля.
Но Кремль боится ронять рубль, прекрасно понимая все негативные социально-политические последствия. Поэтому Улюкаев тут и нужен. Но дадут ли ему работать? «Сейчас у меня просто интересная работа. У меня нет больших иллюзий, что я что-то изменю», – говорил Улюкаев в интервью Slon в марте прошлого года. Есть ли у него теперь уверенность, что он сможет что-то изменить?
Слишком много факторов сейчас складывается против него. Во-первых, это политическая слабость правительства Дмитрия Медведева. Быть министром экономического развития в кабинете министров, глава которого не сегодня завтра может, например, возглавить объединенные ВАС и Верховный суд, – не очень приятная обязанность. Сейчас правительство – главная мишень большей части ориентированной на Путина элиты. Во-вторых, это риск обострения конкуренции между Кремлем и правительством. Белоусов и Улюкаев существенно расходятся во взглядах на стимулирование экономического роста. Понятно, что все в итоге будет решать Путин. Однако Белоусов к нему явно ближе. Белоусов – член команды Путина, а Улюкаев – «ничей».
В-третьих, многое будет зависеть от макроэкономической конъюнктуры. Стабильность и минимальный экономический рост работают в пользу «дирижистов» и сторонников слабого рубля. В случае обострения кризисных явлений потребность в услугах Улюкаева будет выше. Очень многое будет зависеть от того, какое реальное влияние на посту помощника президента будет иметь Андрей Белоусов и кто возглавит Экспертное управление (если Ксения Юдаева уйдет в ЦБ). Традиционно помощники не играют заметной роли: их функции либо арбитражные (согласования между президентом и правительством), либо консультативные. Выработкой экономического курса занимается правительство. Однако с таким правительством не стоит удивляться, если помощники президента поспешат проявить инициативу, видя, как буксует работа кабинета министров.