Российский бизнес в сфере услуг в апреле – июне немного ожил. Об этом можно судить по тому, что индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг во II квартале 2014 года вернулся в положительную зону и составил +6%, как сообщил сегодня Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ). Индекс выводится из ежеквартальных опросов руководителей около 5700 организаций сферы услуг и показывает, как изменился деловой климат (методика подробно).

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг, %



Источник: ВШЭ

При этом очевидно, пишут аналитики ВШЭ, что такая позитивная картина обусловлена в основном нарастанием спроса на сезонные услуги, в первую очередь – туристические и санаторно-курортные, и, соответственно, заметным ростом уверенности предпринимателей, занятых в этих видах деятельности.
Естественно, что +6% – это «средняя температура по больнице», и бизнес-климат разный в разных отраслях сферы услуг, что видно из графика.

Индекс предпринимательской уверенности в различных видах экономической деятельности сферы услуг, %



1 – сфера услуг в целом, 2 – пассажирский транспорт, 3 – связь, 4 – деятельность гостиниц, 5 – страхование, 6 – деятельность ломбардов, 7 – техобслуживание и ремонт автотранспорта, 8 – ремонт бытовых изделий, 9 – персональные услуги, 10 – туристская деятельность, 11 – деятельность санаторно-курортных учреждений, 12 – стоматологическая практика, 13 – отдых и развлечения, культура и спорт, 14 – рекламная деятельность, 15 – риэлторские услуги

 
Источник: ВШЭ
Коррупция сравнительно мало мешает российским предпринимателям в сфере услуг, зато высокие налоги и избыточная отчетность – в топ-4 проблем.

Динамика оценок факторов, ограничивающих деятельность организаций сферы услуг


Доля организаций, назвавших проблему, от общего числа организаций, %


Источник: ВШЭ