Заседание Экономического клуба ФБК на тему «Спасет ли бюджет ПФР повышение пенсионного возраста?»

Чтобы понять, решит ли наши проблемы повышение пенсионного возраста, надо понять, в чем состоят наши проблемы.

Первая проблема – демографическая. Сейчас в России плохое соотношение людей в работающем и пенсионном возрасте. По последним данным – 3:1, а к 2025 году оно составит 2:1 и продолжит ухудшаться. Это результат того, что мы проворонили демографические проблемы. Они свойственны всем развитым странам, но нигде они не проявляются так остро, как у нас.

Вторая проблема – мягкость предоставления пенсий. Например, у нас для предоставления трудовой пенсии достаточно стажа 5 лет. В других странах типично – 25 лет. Также к этой проблеме относится низкий возраст выхода на пенсию. В результате, у нас пенсионеров больше, чем людей пенсионного возраста – 40 млн и 30 млн человек соответственно. Почувствуйте разницу!

Третья проблема – большой «серый» сектор. У нас 30% серых зарплат и 70% плательщиков налогов из всех работающих. Итого: на 100 пенсионеров приходится 128 плательщиков пенсионных взносов. Получается, что без средств федерального бюджета за счет одних только пенсионных взносов мы можем обеспечить коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате – Slon.ru) равный только 18%. В среднем по ОЭСР коэффициент замещения – 58%, а в благополучных странах ОЭСР – 75–78%.

Все это вместе создает необходимость провести новую реформу. При этом мы дошли до предела использования дополнительных ресурсов. Мы за три года в пенсионную систему уже переместили 4,5% ВВП. Для сравнения: все расходы на оборону составляют 2,5% ВВП в год. Со следующего года повышаются пенсионные взносы, на что негативно отреагировал бизнес, так как ему послали сигнал, что налоги могут увеличиваться (раньше они только снижались). Сейчас коэффициент замещения – почти 40%. Нам нужно придумать способы, как поддержать этот коэффициент. Самых сильных инструментов три: повышение пенсионного возраста, решение проблемы досрочного выхода на пенсию, в первую очередь за счет создания профессиональных пенсионных накоплений, а также ограничение на одновременное получение зарплаты и пенсии.

Еще один фактор, который заставляет поднимать возраст выхода на пенсию, – старение трудоспособного населения. К 2025 году количество трудоспособного населения сократится на 14 млн человек, а экономика вырастет. Я уверен, что через 4–5 лет этот фактор сильнее всего будет ограничивать наш экономический рост.

Возникает часто возражение, что пенсионеры не смогут найти работу. Но уже сейчас 96% женщин 50–55 лет работают, что больше чем в более молодых возрастных группах. Те, кто критикуют повышение пенсионного возраста, не предлагают ничего взамен. Это политически выгодная позиция, но фактически она является перекладыванием ответственности. Странную позицию занял Минсоцздрав, который опубликовал расчеты о том, что повышение возраста не решит проблему дефицита. У них некорректные предположения относительно индексации.

Я считаю, что нашим условиям соответствовало бы повышение пенсионного возраста до 62 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Если мы объявляем завтра, что с 2015 года мы повышаем по полгода в год пенсионный возраст и при этом одновременно решаем проблему досрочного выхода на пенсию, то у нас коэффициент замещения до 2040 года будет расти, но потом падает. Причина в том, что у нас растет продолжительность жизни. Тогда это даст основание опять вернуться к вопросу повышения возраста выхода на пенсию. В ряде стран этот возраст уже привязывают к демографической ситуации.

Есть, конечно, много подробностей важных. Например, должен ли пенсионный возраст зависеть от стажа? Какие механизмы стимулирования более позднего выхода на пенсию можно использовать? И так далее. Но я рад, что в Бюджетном послании президента наконец признано, что пенсионная проблема существует, и дано указание над ней работать.