Напряженность между Россией и Западом из-за Крыма до сих пор не уменьшилась, и экономисты подсчитывают первые убытки. Slon собрал сегодняшние оценки аналитиков.


Отток капитала в I квартале 2014 года может составить около $65 млрд, пишет Михаил Хромов, ведущий эксперт Центра структурных исследований Института Гайдара, в комментарии на сайте института.

Логика эксперта такова. Предположим, что из-за санкций российские заемщики не смогут привлекать новые кредиты, хотя бы на малое время. К чему это приведет?

Дело в том, что на негосударственный сектор приходится большая часть российской внешней задолженности (на 1 января 2014 года – $653 млрд из $732 млрд общего внешнего долга России). Около $150 млрд внешних займов негосударственного сектора надо вернуть уже в 2014-м. Значительная часть этого долга совсем короткая и оборачивается в течение одного квартала. Так, в I квартале банки должны вернуть кредиторам около $16–18 млрд, а небанковские корпорации – около $40 млрд. 

В нормальном режиме большая часть этой суммы рефинансируется за счет новых займов. Сейчас же придется просто отдать деньги. По оценкам Хромова, невозможность привлекать новые внешние займы в течение I квартала увеличит чистый отток капитала на $50–55 млрд, а в течение года – на $140–150 млрд. 

В итоге всего за I квартал из России утечет $60–65 млрд. Российские заемщики могут закрыть часть этих долгов, продав свои ликвидные иностранные активы. Но все равно в итоге отток капитала из РФ за 2014 год может превысить $100 млрд.


В четверг, 13 марта Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) поставила на паузу присоединение России. Если предположить худшее – что это временное решение станет постоянным, – то во что оно выльется для российской экономики?

Участники сегодняшнего семинара в Высшей школе экономики считают, что оценка регулирующего воздействия (ОРВ) по стандартам ОЭСР может прибавить темпам роста экономики РФ еще 1,5–2%. ОРВ – это, по сути, методики, позволяющие упростить различные административные процедуры для граждан и бизнеса. Напомним, что, по прогнозу экс-министра финансов Алексея Кудрина, экономика РФ в 2014 году вырастет на 0–1%, так что прибавка от ОЭСР была бы существенной.


UBS пересмотрел прогноз для России – он учел повышение геополитических рисков из-за ситуации на Украине и решение ЦБ РФ повысить ключевую ставку до 7%:

Прогноз роста российской экономики в 2014 годы был понижен с 2,5% до 1,5%, а в 2015 году – с 2,8% до 2%. Курс к концу 2014 года составит 39,7 руб/$, а к концу 2015 года – 41,4 руб/$. Инфляция в России по итогам 2014 года составит 5,8% (ранее ожидали – 5,5%), а по итогам 2015 года – 5%. К IV кварталу 2014 года ключевая ставка может быть возвращена с 7% на 5,5%, а вот в 2015 году они уже не ожидают ослабления денежно-кредитной политики. UBS подчеркивает, что в своих прогнозах опирается на предположение, что ЦБ РФ не откажется от своих планов перехода на свободное курсообразование рубля в 2015 году. Однако они полагают, что переход может быть отложен, «пока будет сохраняться политическая нестабильность. В то же время мы не исключаем еще большего ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ РФ, пока ситуация с Крымом не стабилизируется».


Аналитический центр конференции East+West=Invest свел баланс плюсов и минусов для случая присоединения Крыма к России.

Прибавка 0,15% к территории. Прибавка 1,61% к населению (вместе с Севастополем). В обмен на ухудшение отношения во внешней политике власти получат увеличение внутренней лояльности населения – многие россияне хотят присоединения Крыма.

Поддержка пророссийского крымского правительства (оно просит для начала $6 млрд). Последующее выравнивание социальных гарантий крымчан до российского уровня ($4–5 млрд в год на школы, больницы, пенсии, военных, инфраструктуру и т. д.). Реализация политически мотивированных инвестиционных проектов без четкой финансовой оценки (например, мост через Керченский пролив – еще $3 млрд). Потраченные впустую ресурсы на консультационные услуги банка Goldman Sachs по формированию позитивного имиджа России за рубежом ($500 тысяч в год), на разработку «дорожных карт» в рамках Национальной предпринимательской инициативы и на другие меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику. Стоимость иностранного капитала для российских заемщиков уже увеличилась в среднем с 2,5–3,5% до 4–7% годовых, то есть почти в два раза. В краткосрочной перспективе можно опасаться экономических санкций США, но не Европы – достаточно взглянуть на график товарооборота. В долгосрочной – Европа тоже будет сворачивать сотрудничество с нами.


Источник: аналитический центр конференции East+West=Invest

Всего в экономику России по состоянию на конец 2013 года из Европы и США (по данным Росстата) пришло $216 млрд, тогда как обратный накопленный поток составил $60 млрд. Оценка East+West=Invest с учетом средств, хранящихся на банковских счетах (то есть всего того, что может пострадать при введении тех или иных санкций) – $240 млрд инвестиций Запада в РФ и $160 млрд инвестиций РФ на Западе. Иностранные инвестиции в российской экономике защищены лучше, чем российские капиталы за рубежом, считают аналитики, потому что около 90% американских и европейских денег в России – это «настоящие» инвестиции, вложенные в работающие предприятия, приносящие прибыль. Их сложно будет заморозить. Из российского объема капиталов, переведенных тем или иным образом в Европу и США, только около 40% можно назвать инвестициями. Остальные средства (вклады) могут быть легко заморожены. Так что степень болезненности российских санкций для Европы и США значительно меньше, чем наоборот. В указанных цифрах доля США – 6–7%, поэтому, если угрозы реализуются, пострадает не столько Америка, сколько Европа. И, конечно, сама Россия.

Источник: аналитический центр конференции East+West=Invest