Фото: Reuters/Darren Staples

«В магазине было очень красиво. Полки светились всеми цветами радуги. На красных полках лежали аккуратные пакетики с клубникой, помидорами, красными яблоками, на оранжевых – с апельсинами, морковью и мандаринами. Особенно много продуктов было на желтых и зеленых полках. Спелые дыни и бананы, репа, лимоны и груши, крыжовник, манго и фейхоа, горки салата, кинзы и петрушки, огромные арбузы и чудесный виноград. На синих полках тоже лежал виноград, только синий. Ну а на фиолетовых полках возвышалась гора баклажанов и фиолетовой капусты. На самом деле разных овощей и фруктов было намного больше, но нельзя же перечислять все! – Вот это да-а! – Алеша такого красивого радужного магазина еще никогда не видел». Еще бы, ведь Алеша, как и авторы книги «А я был в Компьютерном городе» (1990) Зарецкий и Труханов, вырос в советское время. Действительность тогдашних магазинов была настолько суровой, что вид в общем-то обычного современного супермаркета казался не менее достойным объектом для фантастической литературы, чем человекообразный робот. За рубежом тем временем этот фантастический магазин как раз становился реальностью – примерно в те же годы, что была написана эта книга, в Европе были разработаны стандарты внешнего вида овощей и фруктов. Пока наш мир погружался в хаос, их мир дошел до той точки совершенства, когда даже длина огурца и количество на нем пупырышков имеют принципиальное значение. В идеальном магазине не может быть ничего, что может разочаровать покупателя, даже если речь о слишком мелкой картошке или сросшихся вишенках. Однако сегодня эта блестящая реальность тускнеет прямо на глазах, что, в частности, выражается в ослаблении стандартов жизни – в частности, в Европе возобновляется дискуссия о том, что фруктам и овощам вовсе необязательно быть красивыми, главное – качественное внутреннее содержание. В 2009 году парламент ЕС уже отменил требования к внешнему виду для 26 видов продукции, включая, например, абрикосы, артишоки, спаржу, баклажаны, авокадо, бобы, брюссельскую капусту, морковь и т.д. Однако 10 основных видов фруктов и овощей, на которые приходится 75% рынка, остались «жертвами красоты». Среди них: яблоки, цитрусовые, киви, салат-латук, персики, груши, клубника, сладкий перец, виноград и помидоры. По различным оценкам, из-за их непривлекательного внешнего вида в магазинах Европы отсеивается около 20% от объема партий. Для отдельных представителей этот показатель еще выше – например, у моркови из-за неправильной формы могло забраковываться до 40%. Основным защитником кривых огурцов и кабачков, недостаточно круглых яблок и т.д. выступает Великобритания. На днях в парламенте этой страны даже предложили создать отдельный бренд для овощей и фруктов-уродцев («UGLY») и развернуть рекламную кампанию в их поддержку. В будущем под маркой UGLY предлагается также продавать непопулярные виды рыбы и мясную продукцию. К примеру, одна из членов парламента посетовала, что из моды вышло потребление печени и почек, и пора снова учить англичан их готовить. Депутаты также не преминули заметить, что времена меняются – много лет в Великобритании продукты были дешевыми, можно было привередничать и выкидывать до 25% купленного. А сейчас еда дорожает, так что пора поумерить запросы. Народу явно пытаются ненавязчиво донести мысль: «Кризис наступил из-за вас, потому что вы слишком красиво жили. Знаете, сколько некрасивых яблок нам пришлось убить, чтоб вы могли есть красивые? Теперь искупайте свой грех, ешьте все кривое и бледное». Вера, что такой «пост» полезен для оздоровления экономики, начинает получать распространение и на других концах земного шара. В Японии был организован целый рынок для торговли овощами и фруктами с «изъянами» вроде слишком крупного имбиря, а в супермаркетах и онлайн-магазинах их продают по сниженным ценам. Правда, в мире остаются и защитники правильных форм – в частности, Испания предлагала ЕС вернуть внешние стандарты обратно для всех овощей и фруктов без исключения. Видимо, именно в этой стране научились выращивать самые красивые артишоки. Предложение поддержано не было. Европейцы явно твердо настроены.

С одной стороны, экономически эта ситуация России некоим образом не касается. Наши овощи и фрукты такого понятия, как требование к внешнему виду, никогда не знали вообще, и на полках российских магазинов можно встретить продукты любой степени уродливости. С другой, отмена любых стандартов в Европе для нас означает, что мы даже не будем к ним стремиться. Как известно, даже для того, чтобы добиться малого, надо ставить большие цели. Чем менее прекрасен будет наш образец для подражания, тем меньше причин у нас будет, менять собственную жизнь к лучшему. Конечно, овощи и фрукты не той формы или цветовой гаммы могут показаться мелочью, но кто знает, куда еще может завести стремление сэкономить на внешнем виде, ведь главное – начать. Когда много лет спустя европейцы, возможно, будут ездить на некрасивых автомобилях, жить в некрасивых домах и спать с некрасивыми женщинами, они даже и не вспомнят, что все началось с овощей.