Правительство, наконец, определило, сколько денег будет выделено на «важнейшее из искусств» в 2010 году, и главное, как именно они будут распределяться. Подарок киноотрасли был сделан накануне Нового года: 31 декабря 2009 года правительство подписало два постановления: «Об утверждении правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий на поддержку кинематографии» и «О федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии». В понедельник они были опубликованы на сайте правительства.

3 ноября, на заседании совета по развитию отечественной кинематографии, глава Союза кинематографистов Никита Михалков предложил Владимиру Путину новую модель госфинансирования кино: перечислять деньги на полнометражные художественные картины в фонд социально-экономической поддержки отечественной кинематографии, откуда дальше они будут распределяться нескольким компаниям – «лидерам кинопроизводства». А «лидеры» уже на свой вкус будут отбирать у обратившихся к ним продюсеров перспективные, с точки зрения кассовости и массовости, проекты. Часть заработанного при этом производители должны вернуть обратно в фонд. А финансирование фильмов так называемых специальных категорий (короткометражные, анимационные, дебюты, арт-хаус, экспериментальное кино) осталось бы за Минкультом. По словам Михалкова, система должна была решить нынешнюю проблему, когда из 100 профинансированных государством картин на экраны выходит меньше 50. Озвученная идея стала неожиданностью даже для Министерства культуры, а у неаффилированных с Михалковым кинопроизводителей вызвала бурю эмоций: гильдия продюсеров даже направила премьер-министру письмо, в котором выразила несогласие с предложенной схемой.

Премьер письму не внял, а сюрпризы для продюсеров и Минкульта на этом не закончились. Так, получив на днях текст утвержденного правительством постановления, в Минкульте с удивлением обнаружили, что сумма, выделенная ему на поддержку фильмов «специальных категорий» сократилась с согласованных в декабре с Минфином 1,4 млрд рублей до 850 млн рублей. Объем средств, предоставляемых в распоряжение михалковскому фонду, напротив, увеличилась на 500 млн — до 2,8 млрд рублей.
«Честно говоря, для нас это было шоком, – жалуется источник Slon.ru в Минкульте. – Нас никто не известил об изменениях в проработанном документе, и сейчас мы готовим письмо на имя председателя правительства или его заместителя Александра Жукова с подробно обоснованной просьбой вернуть ту сумму, которая фигурировала в проекте постановления. При сегодняшнем финансировании, мы не сможем оказывать нормальную поддержку кинопроизводству – дебютам, авторскому, детскому кино». А вот Гильдия продюсеров уже смирилась с новым порядком. «Какой смысл обсуждать решение правительства?» – говорит вице-президент Гильдии продюсеров Александр Атанесян

 
Прямая речь

«Если завтра по какой-то причине государство прекратит поддержку кинематографа – а рано или поздно это произойдет, то сильными окажутся те, кто выживал самостоятельно»

Вице-президент Гильдии продюсеров Александр Атанесян
о новой схеме финансирования кинопроектов:
Правительственное решение принято, с каких пор его имеет смысл комментировать? Гильдия продюсеров выступала не против Фонда, а против распределения средств по компаниям. На самом деле для продюсеров большого значения не имеет, откуда приходит поддержка, но мы остаемся при своем мнении.
Что касается состава попечительского совета, то в нем вполне достойные люди – я знаю лично процентов 70 из них, и каждый на своем месте доказал, что имеет право принимать решения. Если уж они смогли добиться успеха непосредственно в своем бизнесе, то будут стараться добиться успеха и здесь.
Мое личное мнение: господдержка в любой форме для коммерческого кинематографа абсурдна. В чем логика поддержки успешного предпринимателя? Если фильм коммерческий – он должен зарабатывать деньги, а если он зарабатывает деньги, зачем его поддерживать? Поддерживать как раз нужно ту сферу, которая по определению не может быть успешной – это авторский, детский кинематограф, анимация, документальное кино. Сегодня даже телевидение ставит детские фильмы в нерейтинговое время, в кинотеатрах – тоже ранние, не очень удобные для детского кино сеансы. И обратите внимание – в стране его практически нет. Одиночные попытки создать анимационный фильм, к сожалению, тоже натыкаются на большую проблему – это очень старая технология двухмерной анимации, а для того, чтобы делать новую – трехмерную – нужны очень серьезные инвестиции.
Вспомните, из-за чего началась война в Лилипутии: из-за того, с какого конца разбивать яйцо всмятку: с острого или с тупого. Вот лилипуты и таскали Гулливера каждый на свою сторону, чтобы он помог им выиграть эту войну. Сейчас отечественный кинематограф похож на эти две лилипутские страны, которые таскают огромного Гулливера – наше правительство. Но о чем мы говорим? О 2,8 млрд рублей? Это $100 млн. А что такое $100 млн ? $250 млн – бюджет «Аватара», $220 млн – «2012». Один большой голливудский блокбастер? Насколько мне известно, они предполагали 200 млн рублей бюджетных денег отдавать на каждый фильм. И за что мы тогда воюем? За 10 – 12 проектов? Имеет ли тогда смысл всерьез обсуждать это? По-моему, никакого. По-моему, это все не стоит выеденного яйца. Это большая нелепость, абсурд на абсурде.
Но что самое смешное – политику проката ведь определяют не продюсеры и не государство, а дистрибьюторы. И какой бы замечательный фильм за какой бы замечательный бюджет снят ни был, еще не факт, что его захотят прокатить или увидеть на фестивале. Поэтому нет никаких гарантий, что при новой системе распределения средств мы начнем снимать хорошее кино.
Я считаю, что те продюсеры, то есть те 99%, которые сегодня не получат господдержку, через 10 лет и завоюют рынок, потому что давно известно, что конкуренция делает человека сильнее и трудности его закаляют. Когда ты получаешь в определенном смысле гарантию «от дяди», ты не стремишься создавать конкурентоспособный продукт. А если завтра по какой-то причине государство прекратит поддержку кинематографа – а рано или поздно это произойдет, то сильными окажутся те, кто выживал самостоятельно.
Те, кто останутся без господдержки, будут зубами, когтями цепляться за прокат и делать коммерчески успешное кино с тем, чтобы доказать свое право получить новые инвестиции, банковские кредиты, партнерские договоры и прочее.
Этим и закончится лилипутская война.
 
.
По данным исследования компаний «Невафильм» и RFilms, в прежние годы средняя сумма выделяемых Минкультом госсредств на каждое дебютное и авторское кино составляла 15 млн и 25 млн рублей соответственно, а доля государства в этих проектах достигала 100% сметной стоимости. То есть в 2010 году будет снято на 27 подобных картин меньше – за счет пополнения фонда Михалкова.
При этом поддерживать нужно не успешных продюсеров, которые и так должны снимать коммерческие картины, а как раз авторское и документальное кино, дебюты, арт-хаус, детские фильмы, которые не могут самостоятельно пробиться к зрителю, считает кинопродюсер («Эйфория», «Россия 88») Александр Шейн. Тем более, что государство само постоянно об этом заявляло: еще в ноябре председатель комитета по культуре Госдумы Григорий Ивлиев утверждал,

 
Прямая речь

«Государственная поддержка кино гарантирована и в дальнейшем»

Председатель комитета по культуре Госдумы Григорий Ивлиев
выступление на конференции «Российская киноиндустрия-2009»:
Формирование киноотрасли России как высокотехнологичной и высокопрофессиональной индустрии – это вопрос, который волнует все общество.
Та заинтересованность в решении проблем, которую проявляет кинематографическое сообщество, является залогом того, что вы найдете правильное решение.
Государственная поддержка кино гарантирована и в дальнейшем. Мы практически на 40% увеличиваем ее – $5,5 млрд государство еще никогда не выделяло на поддержку кино в течение года.
Мы надеемся, что эти деньги будут потрачены эффективно. То, что выделены большие деньги на поддержку кино, совершенно не означает, что какие-то направления поддержки будут сокращены – и детское, и авторское, и анимационное кино государство будет продолжать поддерживать.
Но это не просто передача денег для создания новой кинопродукции. Стоит задача – сформировать современную киноотрасль, которая может привлекать средства не только государства, но и всего общества, которая объединяет общество в единой культурное пространство.
Проникновение кино в регионы мы также хотим поддерживать. Создание цифрового кинотеатра – задача не только для киноотрасли, это должно стать задачей для России в виде единого проекта.
 
что «и детское, и авторское, и анимационное кино государство будет продолжать поддерживать».
Исходя из расчетов Минкульта, в 2010-м году на каждый крупный национальный кинопроект планировалось выделять до 200 млн рублей – и несмотря на то, что правила отбора «лидеров производства» фондом до сих пор неясны, так же, как пока неизвестен его исполнительный директор (утвержден только состав попечительского совета, в который, разумеется, вошел и Никита Михалков), теоретически, 2,8 млрд руб достанутся в лучшем случае 14 продюсерам на 14 художественных картин. Остальные будут учиться снимать кассовые фильмы без поддержки федерального бюджета.