Фото: РИА Новости
Руководство «Роснефти» во главе с Игорем Сечином провело вчера в Лондоне День инвестора. Иностранным инвесторам презентовали консолидированные показатели компании с учетом покупки ТНК BP. Выручка объединенной компании в 2012 году составила $160 млрд, EBITDA – $33,4 млрд, а чистая прибыль – $16,7 млрд. C учетом того, что Роснефть и ТНК BP по отдельности уже представили финансовые результаты за прошлый год, эта новость выглядит не слишком интересно.
Самое интересное заключалось не в оценках неясных перспектив синергетического эффекта от поглощения ТНК BP, а в представлении руководством «Роснефти» будущей стратегии на рынке газа. За последние недели газовый блок компании был усилен новым вице-президентом – Владой Русаковой, которая до декабря прошлого года была членом правления, начальником Департамента перспективного развития «Газпрома». На новом месте работы она будет заниматься перспективным развитием газовых проектов уже «Роснефти». По словам г-жи Русаковой, «Роснефть» планирует удвоить к 2020 году свою долю на внутреннем рынке – с 10% до 20% и увеличить добычу с текущих 40 млрд куб. метров до 100 млрд куб. метров. И это амбициозные заявления, которые вполне угрожают позициям «Газпрома» на внутреннем рынке.
Все последние годы «Газпром» уступал независимым производителям свою долю на внутреннем рынке. Если в начале 2000-х годов его доля достигала почти 90%, то по итогам прошлого года сократилась до менее 74%. Независимые производители поставили конечным потребителям менее 35,5 млрд куб. метров газа в 2002 году, то по итогам прошлого года их поставки почти достигли 100 млрд куб. метров.
Поставки газа на внутренний рынок «Газпрома» и независимых производителей, 2000–2012
Источник: Газпром, оценки ИЭФ
В какой-то степени это была осознанная стратегия. «Газпром», сосредоточившись на сверхприбыльных экспортных поставках, отдавал постепенно внутренний рынок независимым, фактически занимая роль замыкающего поставщика, балансируя внутренний рынок.
В этих условиях «Газпрому» придется серьезно изменить свою стратегию на внутреннем рынке. Насколько целесообразно настаивание на достижение равной доходности с экспортом? Повышение регулируемых цен, по которым «Газпром» продает свой газ, будет и дальше отдавать рынок независимым производителям, которые не имеют подобных обязательств. «Газпрому» необходимо активизировать процессы по организации биржевой торговли для создания рыночных индикаторов, ориентиров цен для внутреннего рынка.
Пока же совет директоров газовой компании, рассматривавший вопросы развития внутреннего рынка газа на этой неделе, ограничился лишь констатацией того, что «российское законодательство не позволяет эффективно решать проблему роста задолженности за год». Однако в ближайшем будущем ему вновь придется вернуться к этим вопросам.