Фото: Reuters/Chris Keane

Вышел очередной «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM-2011), который показывает уровень и особенности мировой предпринимательской активности. Россия занимает в нем одну из худших позиций. Профессор НИУ-ВШЭ Александр Чепуренко, который занимался исследованиями для GEM в рамках нашей страны, характеризует показатели, как стабильные на уровне плинтуса (подробный анализ российской части доклада в его колонке). Особенно печально это выглядит на фоне остального мира. Вот главные выводы GEM-2011:

Общая предпринимательская активность существенно выросла в 2010–2011 годах во многих экономиках и на всех этапах жизненного цикла предпринимательских фирм – на уровне нарождающихся, развивающихся и зрелых фирм. Темпы увеличения показателя в 16 развивающихся экономиках (Китай, Аргентина, Чили и другие) составили 25%. Чаще всего свой бизнес начинают в возрасте от 25 до 44 лет. В развивающихся экономиках наблюдается тенденция к еще большему омоложению предпринимательства. В Швейцарии и Японии преобладают предприниматели постарше – от 44 до 54 лет.

Возрастные характеристики начинающих предпринимателей в разных типах экономических систем, 2011



Источник: GEM 2011 Adult Population Survey


Намерение открыть свое дело демонстрируют, прежде всего, жители развивающихся экономик. Люди в этих странах чаще связывают с предпринимательством новые возможности и верят в свои способности. Они также считают предпринимательство уважаемым занятием. Интересный вывод: чем выше уровень экономического развития страны, тем меньше людей намерены начать свой бизнес. Хотя в развитых экономиках предпринимателей меньше, они чаще обнаруживают стремление к росту (создают новые рабочие места). Интернационализация также возрастает с ростом уровня экономического развития. В развивающихся экономиках предприниматели реже предлагают свои товары и услуги на международных рынках. Такие страны, как Бразилия, Китай, Аргентина и Россия, обладающие большими территориями и значительным населением, показывают более низкий уровень интернационализации. Действительно, зачем выходить за пределы своей страны, если родные просторы еще не освоены? В развитых странах предприниматели в четыре раза чаще вовлечены в интеллектуалоемкие виды бизнеса. Лишь 8 из 54 исследованных экономик ─ Панама, Венесуэла, Ямайка, Гватемала, Бразилия, Таиланд, Швейцария и Сингапур ─ отличаются равным участием мужчин и женщин в предпринимательстве. Все остальные демонстрируют более низкий уровень участия женщин, некоторые – в пропорции 1:10 (Пакистан). Кстати, по этому пункту Россия близка к лидерам.

Предпринимательские намерения, оценка возможностей, отношение в обществе

% опрошенных в возрасте от 18 до 64

Общая предпринимательская активность (TEA)