Фото: Reuters/Yannis Behrakis

«Росспиртпром» намерен создать СП с финской Saimaa Beverages для развития спиртового производства. Российской стороне в нем будет принадлежать 51%, финской – 49%. Новость, которая говорит о серьезных изменениях на рынке алкоголя: он переходит на механизмы частно-государственного партнерства. 

Сначала схема была отработана на водке: в сентябре появилась информация о возможном слиянии активов Василия Анисимова (московский завод «Кристалл» и дистрибутор ВЕДК) с польской компанией Central European Distribution Corporation (CEDC) и переходе их под управление «Росспиртпрома». Фактически это означает, что под контроль частно-государственного партнерства переходят все основные водочные бренды страны: «Путинка», «Зеленая марка» (и это не считая тех марок, интеллектуальная собственность на которые уже принадлежит «Союзплодоимпорту»). Теперь настала очередь спирта. Думаю, в перспективе создаваемый пул будет доминировать в производстве спирта уже к 2013–2014 гг.

Главный вопрос: почему «Росспиртпром» выбрал себе в партнеры столь малоизвестную компанию, почти лишенную опыта и производственной солидности? По сути, у нее нет активов. Saimaa вышла на российский рынок всего полгода назад, имея заводик в Финляндии, а потом начала производство на «дохлом» заводе в Пензенской области. Однако при этом Saimaa с размахом раскручивает два бренда, которые уже можно оценить как довольно успешные: Drova и «Грелочка». Проводит массированную и грамотную рекламно-пропагандистскую компанию, заключает договора со всеми сетями и со 170 дистрибьюторами. Это уже огромные инвестиции. При этом представители компании заявляют, что намерены купить два завода и занять 20% рынка премиальной водки и 3–4% – обычной. Тоже более чем амбициозная заявка.

Видимо, основной задачей всей этой информационной кампании и был ответ на поставленный вопрос: почему именно они. На рынок сейчас выходят только те алкогольные компании, которые имеют административную поддержку и гарантированно получат лицензию. Другим здесь места нет. Скорее всего, план по созданию спиртового союза был разработан еще полгода назад, когда Saimaa Beverages Oy Ltd вышла на российский рынок. Очевидно также, что она является в гораздо большей степени российской, чем финской, и контролируется кем-то из наших предпринимателей.

СП будет выгодно обоим сторонам сделки: «Росспиртпрому» нужны деньги, Saimaa – активы. Кроме того, оно способно привлечь остальных игроков рынка. Проект его создания будет пилотным: другие операторы рынка, вероятнее всего, будут стремиться также заключить союз с «Росспиртпромом». Сейчас надо прижиматься к государству, как к теплой печке, хоть каким-то боком, потому как это – единственная гарантия сохранения работы и бизнеса. О тяжелой ситуации на спиртовом рынке говорит резкое сокращение числа заводов: сейчас их работает около 30, а еще полтора–два года назад их было 130.

Само же явление перехода рынка на механизмы частно-государственного партнерства можно оценивать и с положительной стороны. Ведь альтернативой была государственная спиртовая монополия, создаваемая по директиве «все отобрать и вернуть государству».