KIA New Rio

Российский авторынок падает, но далеко не весь. В январе – июне 2014 года в России было продано на 7% меньше автомобилей, чем год назад. При этом продажи иномарок российского производства, наоборот, выросли на 1% в штучном выражении и на 5% в денежном, а вот отечественных и импортных машин – упали на 15% по количеству и на 11–14% по деньгам. Об этом сегодня рассказал журналистам директор практики по автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко.

Доля иномарок отечественной сборки по сравнению с прошлым годом выросла с 49% до 53% всех продаж. Выигрывают они в основном за счет цены: в первом полугодии 2014 года средняя иномарка российской сборки была продана за $26,8 тысячи, а импортная машина – за $36,8 тысячи. При этом и те и другие заметно подорожали из-за девальвации рубля. Но на импортных авто, чьи цены полностью номинированы в иностранной валюте, это сказалось сильнее: они прибавили в цене в среднем 5,1% в реальном выражении по сравнению с прошлым годом, а иномарки местной сборки – 4,3%.

В итоге 75% автомобилей из топ-20 иномарок, проданных в первом полугодии, собраны в России (это средневзвешенная цифра по количеству проданных авто каждой марки и доле ее локализации).

Топ-20 иномарок по продажам в России в январе – июне 2014 года, тысяч штук

Источник: PwC

Ведущие мировые производители автомобилей и комплектующих заинтересованы в наращивании производства в России. Несмотря на временные проблемы петербургских заводов Ford и General Motors, у рынка в целом неплохие долгосрочные перспективы. По итогам этого года он упадет на 12% под влиянием санкций против России и связанных с этим пессимистичных настроений – потенциальные покупатели отложат приобретение авто на более спокойное время, прогнозирует PwC. Но в 2015–2025 годах он вырастет на 35% к уровню 2014 года, рассказал Сергей Литвиненко в своей презентации.

Правда, для расцвета автопрома в России государству придется серьезно помочь производителям субсидиями, льготами и, в частности, программой утилизации автохлама, возобновить которую уже пообещал вчера министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Иначе из-за снижения таможенных пошлин на ввоз иномарок после вступления России в ВТО есть риск, что многие компании предпочтут импортировать машины, а не собирать их здесь. Случиться это может в 2018–2020 годах, когда у большинства иностранных производителей истекут соглашения о промсборке в России.