В цехе окончательной сборки ОАО «Росвертол». Фото: ИТАР-ТАСС/ Алексей Никольский
Несмотря на разговоры об упадке российской промышленности, в этом году она росла явно бодрее, чем экономика в целом. Производство промтоваров прибавило в первом полугодии 1,5% по сравнению с тем же периодом год назад, ВВП – только 0,8%. Рост был обеспечен за счет госзаказа транспорта, в том числе на нужды обороны, считают Николай Кондрашов и Елена Балашова из Центра развития. Их внимание привлек скачок (на 27% в январе – августе) в секторе производства судов, военной техники, летательных и космических аппаратов, железнодорожных поездов и так далее. Экономисты называют этот сектор «гостранспортостроением», так как значительная часть создаваемых в нем машин производится по заказу государства и госкомпаний вроде РЖД.
Читайте также: Загрузка промышленности России упала до 61% →
По оценкам ЦР, прямой и косвенный (на смежные отрасли) вклад сектора ГТС в рост промпроизводства составил 1,3 процентного пункта из 1,4% роста за январь – август 2014 года. Не будь оборонки и заказов от железной дороги, промышленность выросла бы всего на 0,1%. «Выпуск, определяемый частным спросом, стагнирует уже два года», – констатируют авторы обзора. Поскольку признаков его оживления не наблюдается, а расходы на оборону будут только расти, то изменения этой картины в ближайшие годы ждать не приходится.
Прямой и косвенный вклад «гостранспортостроения» в рост промышленного производства, % (2011-2014; 100 = уровень 2010 года; сезонность устранена)
Источник: Центр развития НИУ ВШЭ