© Hi Ni / Flickr

Каждый год на протяжении семи лет Booz & Company проводит исследование Global Innovation 1000 о связи размера затрат компаний на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) и долговременных финансовых показателей компании. И каждый год исследование показывает, что связи нет. Так говорится в обнародованном сегодня отчете Booz. Вот так выглядит топ-10 компаний с самыми большими расходами на НИОКР (данные за 2011 год):

  1. Toyota – $9,9 млрд
  2. Novartis – $9,6 млрд
  3. Roche – $9,4 млрд
  4. Pfizer – $9,1 млрд
  5. Microsoft – $9,0 млрд
  6. Samsung – $9,0 млрд
  7. Merck – $8,5 млрд
  8. Intel – $8,4 млрд
  9. GM – $8,1 млрд
  10. Nokia – $7,8 млрд

А так выглядит (согласно экспертному опросу) текущая десятка самых инновационных компаний мира:

  1. Apple
  2. Google
  3. 3M
  4. Samsung
  5. GE
  6. Microsoft
  7. Toyota
  8. P&G
  9. IBM
  10. Amazon.com

В прошлом году первая тройка выглядела так же, следующие шесть компаний немного поменялись местами, а вот на последнее место в этот раз взобрался Amazon, вытеснив Facebook.

Сравнив финансовые результаты топ-10 инноваторов и топ-10 по расходам на НИОКР, Booz выяснил, что высокие расходы не делают компанию самой инновационной. Например, среднегодовые темпы роста выручки за пять лет у топ-10 инноваторов составили 54%, а у топ-10 по расходам – 40%.

В нынешнем обзоре впервые есть отдельная глава по России. Интересно, что среди опрошенных в РФ представителей крупных компаний каждый пятый указал, что в их компании 70–100% идей доходят до стадии концепции продуктов или услуг. В среднем по миру только каждый десятый указал, что 70–100% идей в их компании идей доходят до стадии концепции. Причина может быть в повышенном интересе российских потребителей ко всему новому или в том, что у нас инновационной идеей могут посчитать клонирование западного аналога.

Походы к инновациям в крупных компаниях в основном укладываются в три схемы:

«Поиск требований рынка» – к примеру, такие компании, как Apple и Procter & Gamble, вовлекают клиентов напрямую для генерации новых идей. «Последователи рынка» – например, Hyundai и Caterpillar, компании, которые отслеживают рынок для пошаговых инноваций и улучшений существующих продуктов. «Ориентация на технологии» – такие компании, как Google и Bosch, зависят от внутренних технологических возможностей для развития новых продуктов и услуг. Они используют инвестиции как для разработки революционных идей, так и пошаговых инноваций, надеясь на то, что эти инновации будут отвечать требованиям рынка.

На следующей диаграмме видно, как часто эти стратегии встречаются в России и в мире в целом.

Распределение инновационных стратегий, % компаний

Источник: Booz

Booz говорит, что это наследие плановой экономики – в российских корпорациях инновациями в основном заведуют технари, которые не интересуются рынком. Такой подход надо менять. Следующая диаграмма показывает, что по сравнению с зарубежными компаниями в российских корпорациях слабо прислушиваются к мнению клиента.

Какие из управленческих инструментов использует ваша компания для генерации новых идей, % компаний

Источник: Booz